Семинар воспитательного наказания

Меня часто спрашивают о том, можно ли применять физические наказания в воспитательных целях. "Нас же лупили?", говорят. "Лупили". Драли как сидорову козу. И ничего. Выросли и поумнели. И даже благодарны. А сейчас психологи что говорят?!

Бить нельзя. Пороть нельзя. И что теперь? Он в аквариум клея налил, а я его за это – по головке погладить? Он из школы двойку принес, а я ему "чупа-чупс" за это должна купить? Надо пороть, мы так думаем, надо. А то вырастут дебилами, которые понимают только "льзя", а "нельзя" не понимают.

Хорошо. Я их собрал, кто думает, что "льзя" пороть, чтобы научить, как делать это наиболее правильным образом. Что-то вроде семинара. "Воспитательное наказание". Пришли. И отцы, и матери. Пришли, расселись по рядам. Я говорю (со сцены):

– Поднимите руку, у кого в семье трое и больше детей.

Никто не поднял.

– Поднимите руку, у кого в семье двое детей.

Две руки. А их человек четырнадцать, наверное. Тех, кто хочет научиться правильно пороть. Научно апробированным способом.

– Поднимите руку, у кого в семье один ребенок?

У большинства. Тут я говорю им – спасибо, сограждане! – и прошу кого-нибудь подняться на сцену. Поднимается Дунька Водокачкина.

– Меня отец, если что не так, велосипедным насосом лупил, – говорит. – Очень, знаете ли, от всякого нехорошего отучивало. И я ему за это по гроб жизни благодарна.

Все зааплодировали. Я дождался, пока зал утихнет, и приступил к объяснениям. Что есть ведь такое простое понятие, как "кнут и пряник". Иногда пряником надежнее. А иногда кнутом. И в качестве примера Дуньке Водокачкиной – бац! – затрещину.

– Вот так, – говорю, – вполне можно. Психология, граждане, разрешает, и ничего страшного с вашими детями не будет, а урок они усвоят надолго.

Дунька побагровела, но молчит. Тогда я ей еще – бац! – пинка по заднице. И комментирую:

– А вот так, дорогие мои, лучше не надо, потому что психология этого не одобряет. И следует ограничить свои воспитательные...

Но тут Водокачкина меня перебивает, завопив на весь зал:

– Вы что это себе позволяете?

Мои слушатели вскочили, удивленные. То на Дуньку смотрят, то на меня. То на Дуньку, то на меня. Округлившимися глазами.

– Вот тебе раз! – тоже удивился я. – Мы же тут собрались обсуждать что? Педагогику битья. Я должен показать, проиллюстрировать.

Дунька пыхтит, глазами сверкает.

– Так что, вас, значит, нельзя, да? – спрашиваю Дуньку.

– Я взрослая уже, – огрызается Дунька.

– А детей, значит, можно, потому что они дети, так что ли?

Вскочил какой-то мужик и закричал:

– Так что, нельзя что ли и детей бить, вы это нам хотите сказать?

– Нет, – отвечаю я, – я хочу понять, почему мне нельзя бить вас. С педагогической целью. Вы кем работаете, простите?

– Бухгалтером, – отвечает мужик.

– А если отчет бухгалтерский вовремя не сдадите? Что тогда с вами делать? Может, выпороть? Или велосипедным насосом по хребту?

– Но мы же не дети, черт возьми! – орет мужик. – Мы взрослые люди!

– Так и что? Ребенок принес двойку из школы, и вы его насосом или затрещину. Предполагая, что это поможет ему лучше учиться. Так может и вас следует насосом иногда? Или затрещину? Определенно должно помочь вам выполнять свою работу своевременно. Разве нет?

– Так бы и сказали сразу, что нельзя, – рычит мужик. – И не надо было ее (кивает на Дуньку) по голове трескать.

– Ну, почему же нельзя? – пожимаю я плечами. – Иногда, наверное, можно.

Зал облегченно вздохнул.

– Осталось только определить, в каких случаях нельзя, и в каких других случаях – можно. Но для этого вы должны понять смысл физического наказания как такового. Зачем оно? Какой смысл в том, чтобы причинить другому человеку физическую боль?

– Чтобы он так больше никогда не делал! Никогда! – выкрикнула женщина из зала.

– Тепло. Почти горячо. Если ваш ребенок пытается засунуть в розетку шпильку для волос, то подзатыльник поможет ему отказаться от этой затеи.

Иначе говоря, физические наказания призваны исключить вредное, и, тем более, опасное для жизни поведение. Парадоксально, но таким образом родители защищают свое потомство. Это важнейшая функция физического наказания. А что еще?

– Меня отец за колы бил, – вздохнула Дунька. – Чтобы лучше училась.
– А меня за жвачку "Турбо", – сказал кто-то из зала. – Украл у барахольщицы целый блок.
– Меня тоже за двойки. И когда плохо ел еще, тоже...
- А я кошке нашей "бээфом" хвост приклеила к полу.

Зал засмеялся. Я подошел к доске и написал:

Желаемое и нежелательное

– Желаемое и нежелательное? – воскликнул мужчина. – В каком смысле?

– Сейчас поясню. Но все очень просто. Очень-очень просто.

Если вы хотите, чтобы ребенок что-то делал, физические наказания исключены.

Если вы хотите, чтобы ребенок чего-то не делал, физические наказания не исключены.

Встаньте, пожалуйста, те, кто наказывает своего ребенка за плохие отметки в школе.

Поднялись несколько человек.

– Вы идиоты! – сказал я, после чего поднявшиеся возмущенно засопели. – Как можно научить ребенка не получать плохих отметок с помощью кулаков?

Можно научить ребенка получать хорошие оценки. И если вы хотите, чтобы он их получал, то физические наказания исключены. Садитесь (это я тем, кто в зале).

Повторяю еще раз.

Если вы хотите, чтобы ребенок что-то делал, физические наказания исключены.

Если вы хотите, чтобы ребенок чего-то не делал, физические наказания не исключены.

А теперь ответьте на вопрос. Если ребенок не хочет есть – стоит ли для профилактики врезать ему черпаком по лбу?

– Получается, что нет, – ответил мужчина, почесав затылок.
– Получается, что нет, – эхом отозвалась Дунька Водокачкина.

- Хорошо. А если плохо сделал уроки?

– Нет.
– Нет.
– Нет!

– Хорошо. Я думаю, что теперь вы поняли. Физическое наказание имеет функцию запрета. Не делай этого, потому что не делай этого. И точка.

Если же вы хотите, чтобы ребенок что-то делал, физические наказания не только совершенно бессмысленны, но и вредны. Понятно?!

– Понятно! – хором ответила довольная аудитория, и разошлась. Но через минуту в аудиторию вернулась... Дунька Водокачкина, и с порога выпалила.

– А почему вы в самом начале спрашивали, у кого сколько детей?! Какое это имеет отношение к вашей теме?

– Это очень просто, – отвечаю я. – Раньше в семьях было много детей. Если не ошибаюсь, то в России начала XX века в семье было в среднем 13 детей.

– И что?

– А то, что когда кто-то из детей провинился, и его наказывают, остальные извлекают из этого важный урок. На примере своего брата (сестры) они понимают, что так, как сделал он, делать нельзя.

Иными словами, воспитательный смысл наказания был адресован не столько провинившемуся отроку, сколько его собратьям.

Ту же самую цель преследовали публичные порки (или казни): "не делайте так, сограждане, а иначе и вас постигнет та же участь".

Но сегодня, когда в семье, как правило, один ребенок, физическое наказание перестало быть назидательным.

Раньше, когда родитель бил ребенка, он преподносил урок остальным.

Сегодня, когда родитель бьет ребенка, он бьет ребенка, и только. Ничего воспитательного или назидательного в этом больше нет.

Автор:  Вит Ценёв, психолог, писатель, член Федерации психологов образования России, преподаватель Томского государственного Университета

Источник:  Psyberia.ru

опубликовано 11/12/2009 11:03
обновлено 18/03/2016
Педагогика и психология

Комментарии 6

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Лучший комментарий
Кыся
17/09/2012 07:17

Кыся Россия, Апатиты

Nadezhda из города Днепропетровск, ага. Только об этом удобно рассуждать, когда у Вас 1-4 ребенка.. А если 13? С каждым беседовать, ждать пока каждый попытается шею свернуть? Тогда и к взрослым применялись те же принципы, что и к детям.. Пороли то и взрослых, а не только детей! А про акт хулиганства - ударить ребенка тоже противозаконно и если ваш ребенок получит, скажем, синяк он может сходить и снять побои, обратиться в полицию! И кстати автор тоже дает понять, что при опасных для жизни ситуациях затрещина очень нужна!
1
Nadezhda
18/09/2012 15:23 #

Nadezhda Украина, Днепропетровск

Кыся, это Вам.:-) Да, я согласна, что бить детей иногда нужно. Но насколько я знаю, в нашей стране это пока что не является противозаконным. Перегибы ювенальной юстиции пока что не имеют реальной силы в нашей стране, и это слава Богу. Говоря, что автор статьи противоречит сам себе, я не имею в виду, что я не согдасна со всеми его утверждениями. Вот мое мнение поподробней: детей нужно бить только за их собственные «заслуги», но никак не «на всякий случай», для назидания младших (хотя младших действительно назидает наказание старших, это не должно стать самоцелью наказания старшего ребенка). Каждый отвечает за свои и только за свои поступки. В чем же противоречие слов автора? Посмотрите: сначала он ударил женщину (что однозначно незаконно). Все подумали, что он имеет в виду, что бить детей нельзя (раз детей, мол, можно, то и вас тогда тоже можно). Но он опровергает этот вывод, говоря, что детей бить можно, чтобы они чего-то — внимание — не делали, но никогда нельзя бить с целью побудить что-то делать (с этим, кстати, я согласна). Однако после семинара он перечеркнул это утверждение, сказав, что в наше время ничего «назидательного и воспитательного» в битии больше вообще нет ввиду малочисленности детей в современных семьях. Возвращаемся к началу: зачем же он ударил женщину? Если он хотел проиллюстрировать, как правильно бить ребенка, то это не имеет смысла, ведь позже он сказал, что это в принципе нецелесообразно на сегодняшний день. Ради эпатажа? Я не считаю, что на взрослого здравомыслящего человека эпатаж должен производить убеждающее впечатление. Это мое мнение.
Nadezhda
16/09/2012 14:26 #

Nadezhda Украина, Днепропетровск

И еще: если автор считает, что подвергать ребенка публичному наказанию для "назидания" младших братьев и сестер абсолютно нормально, то это вообще противоречит здравому смыслу. Как будет чувствовать себя тот самый ребенок, на котором проводится данная демонстрация? Или это не важно?
Кроме того, если автор действительно поднял руку на взрослую женщину из аудитории, то он не просто поступил не психологично (вряд ли эта женщина или остальные присутствующие с радостью будут принимать его идеи), но и незаконно, потому что совершил акт хулиганства.
Лично мое мнение совпадает с психологом Мухиной Натальей Владимировной (читай http://www.b17.ru/article/telesnoe_nakazanie/). Бить детей часто даже нужно. Если делать это, конечно, по определенным правилам. Потому что лучше мне ударить своего ребенка, который лезет, скажем, к розетке, чем однажды его ударит "из розетки". Последнее гораздо опаснее. Я буду лучшей мамой, если этого не допущу.
Nadezhda
16/09/2012 14:04 #

Nadezhda Украина, Днепропетровск

Кажется, автор противоречит сам себе. То он говорит: "можно бить, чтобы ребенок чего-то не делал", то он же говорит, что ничего воспитательного и назидательного в битии сегодня нет.
Мамуля Оля
13/12/2011 22:19 #

Мамуля Оля Украина, Житомир

Для родителей иногда легче ударить чтобы эмоции свои угомонить, но для ребёна в этом нет никакой пользы. Спасибо за отличную статью! Дать бы её прочитать всем родителям
1
Гость
05/01/2010 16:44 #

Гость

Вот так. А я то думаю, почему старшая дочь хулиганит, а младшая нет? Получается младшая просто на чужих ошибках учится.
1

Скачивайте наши приложения

Приложение Кроха