Каждый человек по-своему умеет видеть сны. Сны бывают цветные и черно-белые. Во сне можно слышать звуки и чувствовать запахи. У кого-то сны беспорядочны и случайны, а у кого-то они похожи на яркий кинофильм, в котором есть свой сценарий и закономерное развитие событий. Ну и есть люди, которые утверждают, что вообще не видят снов. Они засыпают и просыпаются с полной уверенностью, что им ничего не снилось.

О значении снов говорят многое и разное. Традиционные представления говорят, что сны символичны, и те или иные события сна объясняют нам и предсказывают, что ждет нас в самом ближайшем будущем. Издавались (и издаются до сих пор) сонники, где приснившаяся мышь или сноха могут значить нечто очень конкретное, а по сути – все что угодно. Если вы прочтете, что мышь – предвестник финансовых потерь, это будет не более правдой, и не более обманом, если вы прочитаете, что мышь означает разлуку с любимым или скорое выздоровление от недуга. На самом деле подобное толкование не имеет ничего общего со сном. Вам могут присниться тысячи вещей, и от сонника требуется, чтобы каждая из этих вещей была описана и как-то объясняла вам ваше ближайшее будущее. Естественно, что от вашего настоящего будущего это столь же далеко, как если бы вы толковали мир, считая количество дырочек на сыре, или сколы эмали на тарелке. Это так называемое синкретичное мышление, когда между двумя разрозненными предметами или событиями устанавливается связь. И чем выраженней это мышление, тем больше правдоподобия в таком толковании.

Первым, кто подошел к толкованию снов с научной точки зрения и, в самом буквальном смысле слова, совершил революцию в этом увлекательном деле, был Зигмунд Фрейд. Лично я считаю, что это его одна из наиболее выдающихся заслуг. Хотя бы потому, что возникла очень любопытная ситуация: с одной стороны, человек, по мановению психоанализа, превратился в странное существо, раздираемое психологическими противоречиями, одолеваемое неврозами и подчиненное весьма глупой и невежественной силе всепоглощающих желаний ид – вашего внутреннего ребенка, который из всех слов хорошо запомнил только одно слово: "хочу". Для человечества и человека, только-только уверовавшего в великую силу разума, это было ошеломляющим открытием. С другой стороны, Фрейд очень обстоятельно подошел и к психоаналитической концепции в целом, и к толкованию снов в частности. Правда, для такого толкования все равно требовались годы самой серьезной подготовки и особый сонник, психоаналитический, но – тем не менее, психоаналитическое толкование сновидений стало аналитичным, а не синкретичным. Под него была подведена очень серьезная культурная, символическая и историческая база, которая подчинялась логике психоанализа. С таким толкованием можно спорить, но это и есть самое серьезное достижение: ведь если вы трактуете мир с помощью дырок от сыра или приснившихся мышей, то спорить с вами совершенно нельзя. Это вопрос чистой веры. Вы или верите, или нет.

Итак, сон первый: красивые дома за окном моего дома, при ближайшем рассмотрении, оказавшиеся старыми могилами, расположенными вплотную к моему окну. Сон второй (через день): у чистого озера я нахожу зарытого в песок младенца. Я начинаю звать на помощь, но все присутствующие говорят, что не надо его трогать, дескать, так и надо, и уходят, не желая иметь с этим дела. Я пытаюсь таки его откопать, и слышу над собой авторитетный голос отца, пытающийся отговорить меня от этой затеи. Но я уверена, что должна этого ребенка если не спасти, то хотя бы похоронить по-человечески. Когда я его откопала, он оказался мертвым, но излучал такую умиротворенность, что я почувствовала прилив сил и душевное облегчение.

Что скажете? Страшное дело просто! Тысячи людей бы, наверное, бросились снимать порчу или проклятье: ничегошеньки себе, такое снится! И особенная трудность в том, что символически его вроде бы как хорошим никак не назовешь. Могилы, похороны, зарытый младенец. Ой-ой-ой! Что бы это такое было? Но об этом чуть позже...

Итак, для психоаналитической интерпретации сновидений нужен психоаналитический толкователь, постигнуть которое – дело еще более запутанное, чем прочитать сонник. Сонник не нуждается в осмысленности: это значит то, а то – еще что-нибудь. Сначала можно просто в него заглядывать, но затем приходит опыт, многие вещи откладываются в памяти, и вот вы уже без всякого справочника можете сказать, что дырки от сыра значат нечто важное, и что бегать во сне – это явно не случайно. С толкованием по Фрейду все гораздо сложнее, а с толкованием по Юнгу, который Карл да еще и Густав – ну совсем сложно! Там надобно учитывать коллективное бессознательное, знать архетипы и тысячи других разных вещей. И мой вам совет по этому поводу: если вы хотите как следует неправильно толковать сновидения, то обязательно почитайте Юнга. Обчитайтесь им "по самое не хочу", и вы получите блестящее аналитическое толкование самых сложных снов, которое не имеет никакого отношения к действительности сновидца. Мандала это, фаллический символ или прообраз коллективной матери-прародительницы – все это лук с одного огорода, не имеющий к действительности клиента абсолютно никакого отношения, и навязанный ему точно так же, как если я вам скажу, что как только вам приснится сыр, вам повысят зарплату или от вас уйдет любимый человек. Одновалентно.

Логика психоаналитической интерпретации по своему очень убедительна, и если вы ее придерживаетесь, то толкование покажется вам крайне правдоподобным. Итак, у вас есть различные неосознанные желания, которые крайне хотят стать осознанными и со страшной силой стремятся в сознание. Сознание, естественно, от этого чурается и запихивает их обратно в подсознание: чтобы сидели, значит, не высовывались и не пикали. Тогда подсознание идет на хитрость: оно дожидается, когда сознание утрачивает свой контроль, (а утрачивает оно его во сне), и тогда подсознание начинает лезть в него еще с большим энтузиазмом и более успешно. Это вроде бы как и есть сны. Но и тут все не так просто. Считается, что некоторые мысли настолько подавлены, что даже во сне они не могут прорваться в сознание в явном виде, а ищут более хитрые ходы, сообщая о себе в метафорическом свете и заявляя о себе в виде прибауток, метафор и символов.

Не любит молодой муж, допустим, свою тещу (а кто ее любит?), и снится ему, что он режет икону божьей матери бритвой и страшно этому радуется. Просыпается он и начинает гадать, чего бы это такого значило. Ну а тут психоаналитик ему и трактовочку: а-а-а, это вы, батенька, тещу свою не любите. Молодой муж, сознание которого бурлит и вытесняет всякие нехорошие мысли, удивляется: да ну вас в баню, доктор! Я свою тещу просто обожаю! Ну а психоаналитик ему доказывает, что это ему только так кажется, а на самом деле все гораздо иначе: о-о-о, как вы ее не любите, раз во сне до богохульства такого докатились нехорошего. Ну и так далее...

Таким образом, сознание воплощает собой яркую и хорошо освещенную комнату, где все чисто и замечательно, и подсознание – подвал – сырой, темный и мрачный, откуда только и гляди – выскочит какая-нибудь нечисть и давай кружиться! Я предполагаю, что если ваши ноги бы так учились ходить или ваши пальцы так были устроены, то вы бы за всю свою жизнь ни пальцем не пошевелили бы, ни шагу не ступили. Согласитесь: вы умны. И вы хорошо понимаете, что в 999 случаях из 1000 вы не сможете достоверно интерпретировать ваш сон в наше прекрасное время, когда есть психоанализ. Сто лет назад его не было, и шансов на достоверную интерпретацию не было вообще никаких. Что же получается? Из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие совершенно глупое подсознание умудряется стучаться и ломиться в сознание так, что последнее его – ну совершенно не понимает?! Вам кажется это правдоподобным? Мне нет. Мне даже кажется, что подсознание совершенно не стремится в подсознание в те моменты, когда мы спим и видим сны. Оно делает совершенно другую работу. Но какую?!

Хотите я расскажу, как толковать такие сны? Это очень просто: каждый участник вашего сна – эта часть вашей души, субличность, которая вполне самостоятельна и может воспринимать мир целостно, но только с определенных позиций. Таких субличностей в каждом человеке очень много. Так вот, ваши сны – это расставание с какой-то значимой частью в вашей жизни, которая очень ценится одной из ваших субличностей (во сне это вы, обнаруживаете закопанного в песок ребенка). Песок, кстати – символ напрасности, тщетности, зря потраченного времени: поэтому и все окружающие говорят вам, что все правильно, что так и надо. Однако вы о чем-то сожалеете, и это сожаление и символизируется этим ребенком. Вы думаете, что произошла какая-то трагедия, и этому нужно придать более ответственное значение (захоронить, например). Но на самом деле все правильно (умиротворенное лицо, словно так оно и должно быть): просто из вашей жизни ушло что-то такое, что полезно и важно для вас, что естественно – но только для определенной части, для одной из ваших субличностей ситуация выглядит драматично. Это очень хороший сон! В этом сне вы не только получили ценную информацию, но и разрешили внутренний конфликт, к который в вас теплился.

Ну а первый сон, про красивые дома, которые при ближайшем рассмотрении оказываются древними могилами, просто символичен, является предвосхищающим, и указывает на вашу тревогу потери чего-то важного, с чем вы окончательно расстаетесь в следующем сне.

Сны – это уникальная психотерапия, которая происходит в нас каждую ночь. Сны нам снятся всегда (просто мы далеко не всегда их помним), и во сне мы решаем серьезные психологические проблемы. Во сне вы как будто все время посещаете психотерапевта, где в качестве психотерапевта выступает весь ваши жизненный опыт, разнообразные точки зрения, вся мощь и сила подсознания. Подсознание не занимается такой ерундой, как из ночи в ночь силиться сообщить вашему аналайзеру некоторую крамольную. мысль. Подсознание делает совершенно иное: оно забирает всю черновую работу сознания, все непережитое, недодуманное, проблемное последних ваших дней – и ищет наилучшие пути разрешения проблем, снимает психологическую напряженность, переживает все непережитое, травмирующее, болезненное. Изо дня в день подсознание берет на себя все трудности вашего дня, недели, месяца и даже года – и прилагает все усилия, чтобы это разрядилось, ушло, покинуло вас...

Независимо от того, видите ли вы сны, или не видите, что на самом деле значит несколько иное – помните ли вы их или нет, потому как сны снятся всегда и каждую ночь, это давно доказано, – в вашем подсознании каждую ночь происходит большая внутренняя работа вашего психотерапевта. Теперь следите за моей мыслью: насколько странное действие – обращаться к психотерапевту, чтобы лучше понять работу вашего внутреннего психотерапевта. Естественная ночная работа вашего подсознания всегда много эффективней самого дьявольски искусного толкования от психоаналитика – хоть от самого Юнга. Наилучшее понимание сна – это его полное непонимание. Оно совершенно ненужно. Отдайтесь полностью этому процессу, воспринимайте любой сон (и любую возможность крепко уснуть) как самое замечательное благо, дарованное нам природой. Даже самый страшный кошмар – это лекарство, аналогов которому просто не существует. Кошмар – это умение испытывать страх в социально приемлемой ситуации – во сне. Если вы – солдат, если вы на поле боя, как на вас посмотрят, если вы боитесь, если вам страшно, если хочется убежать? На страх наложен внутренний запрет, табу, клеймо. Но во сне – вам может быть страшно сколько угодно, это нормально, это никто и никогда не осудит. Поэтому по настоящему страшные кошмары начинают сниться только тогда, когда пугающая ситуация полностью исчерпана! Когда реальной опасности нет! Вот тогда вы и начинаете как следует бояться! До холодного пота! До душераздирающих криков...

А с этим начинают бороться. И давать всяческие лекарства. Душить нашего собственного, самого лучшего психотерапевта. Это можно понять. Даже во сне хочется претендовать на смелость. Но гораздо лучшим способом будет позволение быть тому, что есть: и чем дольше это продолжается, тем сильнее, с нечеловеческой яростью вы душили каждый стон собственной слабости. Вы передали всю грязную работу своему подсознанию, и оно будет ее выполнять. И ему можно сказать спасибо за то, что оно это делает. Маленькие крошки "Сорти" выведут всю грязь на чистую воду...

Автор:  Вит Ценёв, психолог, писатель, член Федерации психологов образования России, преподаватель Томского государственного Университета

Источник:  Psyberia.ru

опубликовано 14/12/2009 15:25
обновлено 08/11/2013
Педагогика и психология, Сон

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Скачивайте наши приложения

Приложение Кроха