Авторы: Березовская Е.П.

Причин того, почему женщины откладывают детородную функцию на зрелый и даже старший возраст, много. У ряда женщин не складывается замужество и создание семьи. У большинства же, особенно городских, на первом месте стоит карьера и материально-финансовое благополучие.

Современное цивилизованное общество создало себе ловушку медленного самоуничтожения, растянув процесс обучения на дополнительных 10–15 лет и тем самым украв у женщин (впрочем, и у мужчин тоже) самые лучшие годы для зачатия потомства — тридцатые (от 21 до 30 лет). Причина такого удлинения процесса обучения не в том, что люди стали тупее и им необходимо больше и дольше учиться, а в банальной жадности тех, кто вертится в системе любого образования: чем дольше учится человек, тем больше ему приходится оплачивать эту учебу (и не важно, кому и через какие каналы). Современная система образования, как самая древняя профессия, поддерживается отличным сутенером — государством.

Еще 50 лет тому назад достаточно было 8–10 классов школьного образования, 1–2 лет получения специальности в профессиональном училище или 4–6 лет — в высшем учебном заведении. Сейчас в школах учатся 12–13 лет (и что, становятся умнее и мудрее?), в училищах и колледжах — уже 4–5 лет (но часто не могут устроиться по специальности), а в вузах учеба затягивается на целых 10–15 лет. Страна значения не имеет. Это глобальная проблема. В итоге что мы имеем? Вместо 16–17 лет, как было раньше, возраст выпускника школы теперь составляет 19–20 лет. Добавьте остальные годы обучения — и получите 30–35 лет в лучшем случае. Карьерный рост и места под солнцем требуют защиты всяких диссертаций и дополнительных курсов, не говоря уже о суммах вознаграждений кому только не хочешь и оплаты других «образовательных» расходов.

Современная медицина, к сожалению, основана на взаимоотношениях «услуги — клиенты» (именно клиенты, а не пациенты) и развивается в двух параллельных направлениях: рационализма, учитывающего стоимость всех без исключения услуг, а поэтому рациональности назначения диагностических методов и лечения (и сюда с трудом вписывается прогрессивная доказательная медицина, хотя и она спонсируется теми, у кого есть деньги), и коммерциализации практических всех отраслей медицины с выделением доходных специальностей (как для государства, так и для частных лиц). Коммерческий подход в медицине исключает (частично или полностью) рациональную сторону оказания услуг, потому что на первом месте оказывается человеческая жадность — получение огромных доходов, и ничего более. Кто создал такие направления в медицине? Сами же люди, которым всегда мало, а значит, хочется еще больше.

Таким кратким экскурсом в некоторые экономические и финансовые аспекты жизни современных людей я подвожу вас к банальному вопросу продолжения человеческого рода. Практически никого из политиков, рвущихся к власти и управлению народом, не интересуют такие важные показатели, прогнозирующие будущее любой страны, как уровни смертности и рождаемости, ибо прирост населения или хотя бы отсутствие изменений в приросте и регрессе — это неплохой показатель. А вот когда уровень смертности значительно и долго превышает уровень рождаемости — это уже катастрофа, признак вымирания народа. Не нужно быть великим математиком, чтобы это понимать. Ряд стран и народов мира движется в сторону вымирания. Но политики молчат. Практически все молчат. Потому что если начать об этом говорить, то анализ уровня рождаемости ужаснет своими показателями. В первую очередь — ростом возраста планирования беременности и родов, а также уменьшением количества рожденных детей в пересчете на одну семью, как, впрочем, и состоянием здоровья этих детей.

Дурным примером (который чаще всего заразителен) становится явная реклама семейной жизни голливудских звезд и светской элиты. Женщин, которые отдали карьере или безделью всю свою молодость, а потом вспомнили, что неплохо бы стать матерью, превозносят чуть ли не как богинь. Наоборот, какая-то там сельская женщина, родившая 3–4 детей, воспринимается как вызов обществу: «наплодила!». Однако при этом мало кто говорит правду: что многие известные «успешные женщины» воспользовались репродуктивными технологиями, очень часто — даже одолженными у других (молодых!) женщин половыми клетками или услугами суррогатных матерей.

Репродуктивной медицины как таковой еще двадцать пять лет назад не существовало, потому что не было спроса на ее услуги. Но поскольку возраст женщин, впервые беременеющих, уже зашкаливает за 30 лет в ряде стран, то начала развиваться и эта отрасль медицины. Как говорят в народе, есть спрос — будет и товар. Поскольку стоимость услуг репродуктивной медицины очень высока (особенно с накруткой при отсутствии принципа рациональности), становится очевидным результат — репродуктивными технологиями злоупотребляют, фактически продавая их малообразованным, не думающим людям, добровольно нацепившим на себя табличку «Бесплодный(-ая)».

С одной стороны, репродуктивная медицина — это хорошая «штука» и приносит пользу. С другой стороны, это очередная ловушка медленного самоуничтожения людей, потому что позволяет людям расслабиться и отложить рождение потомства на многие годы. При этом, как всегда в мире коммерции, внимание акцентируется на рекламе («мы вам сделаем ребенка в любом возрасте!»), а все негативные стороны удачно скрываются.

К счастью, среди репродуктологов есть и честные люди, которые объясняют, проводят анализ ситуации и не стараются опустошить кошелек семейной пары, если шанс на успех репродуктивных технологий слишком низкий или почти нулевой.

Когда я анализирую ситуации, в которые попадают наши женщины, порой вовсе не бесплодные (просто некоторым врачам выгодно держать женщину в клетке с табличкой «Бесплодная»), я всегда стараюсь объяснить, в каких случаях рационально прибегнуть к репродуктивным технологиям, а в каких — начать физиологическое планирование беременности. Например, просто отказавшись от гормональных контрацептивов (которыми якобы «выравнивают» менструальные циклы месяцами и даже годами, абсолютно не понимая, что контрацептивы созданы для предохранения от беременности).

Но самой трудной группой пациенток оказывается та, где возраст женщин — в районе 40 и больше. Многие уверены в себе, потому что за плечами — образование, карьера, опыт, должности, успехи, но вот в вопросах создания потомства у них знаний практически нет. Потому что нигде — ни в школах, ни в институтах, ни в университетах — не учат, как устроено и как функционирует человеческое тело, в том числе женское, когда и как происходит созревание половых клеток и процесс зачатия, и самое главное — что влияет на процесс воспроизведения потомства.

Общаясь с женщинами зрелого и старшего возраста по поводу планирования беременности и проблемы бесплодия, я часто вспоминаю известную французскую песенку Поля Мизраки «Все хорошо, прекрасная маркиза» («Tout va très bien, Madame la Marquise»). Иногда просто не знаешь, как объяснить таким женщинам, что существует возрастной фактор бесплодия. Когда упоминаешь о нем, реакция женщин часто негативная — от обиды до ярости. Может, попробовать спеть?

Итак, новая попытка объяснения в песенно-письменной форме.

Всё хорошо, прекрасная маркиза,

Дела идут и жизнь легка,

Ни одного печального сюрприза,

За исключеньем пустяка:

  • половые женские клетки даются женщине один раз в жизни — в первые недели после ее зачатия, и запасы этих яйцеклеток уменьшаются с каждым прожитым годом жизни;
  • активная гибель яйцеклеток начинается в 37–38 лет, поэтому значительно понижается уровень зачатий и вынашивания беременности с этого возраста;
  • у каждой женщины есть свои биологические часики, независимо от того, что в душе женщина чувствует себя на целых 18 лет, а ее тело внешне выглядит на 30 (или так ей кажется), когда ей уже 40; биологические часы тикают по собственным законам, генетически обусловленным, и процесс старения яичников — один из первых в женском организме;
  • точно так же, как меняются внешние признаки (сравните фотографии себя в 18 и 35 лет), так меняются половые клетки, многие из которых становятся дефектными, включая генетический материал, что понижает уровень здоровых зачатий (фертильность);
  • чем старше женщина, тем хуже по качеству ее яйцеклетки, поэтому во многих репродуктивных клиниках честные врачи предупреждают женщин, что в 39–40 лет и старше для экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) нередко требуются донорские яйцеклетки (в таких случаях женщина выполняет функцию суррогатной матери), а результативность ЭКО резко понижается с возрастом, особенно после 40 лет (с донорскими яйцеклетками шансы на успех выше);
  • чем хуже яйцеклетки, тем больше вероятность дефектных зачатий, начиная от неправильного набора хромосом, пороков развития, а поэтому больше процент прерванных беременностей; понятно, что эти показатели значительно ухудшаются после 40 лет;
  • с возрастом стареют и мужчины, поэтому их сперматозоиды по качеству ничем не лучше женских половых клеток; спасает только их количество, которое тоже уменьшается с возрастом;
  • так как половые клетки становятся хуже, с возрастом требуется больше времени для зачатия детей естественным путем — нередко 1,5–2 года, которые не всегда рационально тратить именно на такой путь зачатия, потому что можно упустить момент получения качественного полового материла для репродуктивных технологий (альтернатива — замораживание половых клеток «на всякий случай» в более молодом возрасте);
  • беременности после 35 и особенно 40 лет сопровождаются большим количеством осложнений: спонтанными выкидышами, преждевременными родами, отслойкой плаценты, предлежанием плаценты, пороками развития плода, гипертонией беременных, преэклампсией, сахарным диабетом беременных, оперативным родоразрешением, мертворождением и другими проблемами со стороны матери и новорожденного.

А в остальном, прекрасная маркиза,

Всё хорошо, всё хорошо!

У некоторых читателей может возникнуть ошибочное мнение, что я против беременностей в более зрелом и старшем возрасте. Наоборот, если бы я была феей, я наверняка размахивала бы волшебной палочкой направо и налево, даря беременности и детей, чем серьезно конкурировала бы с моим создателем и учителем — Госпожой Природой. У нее все законы построены по принципу рациональности, перекликающемуся с известным выражением Экклезиаста «Всему свое время». Она выделила человеку очень узкие оптимальные рамки для самовоспроизведения через рождение потомства — 21–26 лет, однако не сделала их жесткими, поэтому беременеть и рожать можно с момента появления первой менструации и до момента прекращения менструальных циклов, что составляет у современных женщин приблизительно 40 лет. Важно понимать, что уровень зачатий разнится для разных возрастных категорий. Критический период, который пока что Природой не отменен, — это 37–38 лет. Повторю еще раз: если бы у меня была привилегия отменить этот рубеж, оттянуть его лет на 5–7, я бы сделала это, чтобы осчастливить «опоздавших».

С учетом того, что я не всесильна, и медицина тоже не всесильна, остается дать только один совет: старайтесь не откладывать свою материнскую роль в долгий ящик несмотря на несделанную карьеру, финансовые проблемы, экономические трудности, неблагоустроенную жизнь и т. п. Зачастую материальный достаток становится совершенно не важным на фоне жизни без детей.

Порочный круг, который люди создали себе сами в виде слишком длительного и дорогого обучения и интенсивной коммерциализации медицины, может быть разорван только тогда, когда АЗАМ ЖИЗНИ начнут обучать с детского возраста, когда поменяются приоритеты и люди станут добрее и милосерднее, отойдя от погони за несметным богатством и властвованием над другими людьми.

А в остальном, прекрасная маркиза,

Всё хорошо, всё хорошо!

Беременейте на здоровье!

Страница Елены Березовской в КлубКоме

опубликовано 20/01/2015 10:10
обновлено 18/03/2016
Беременность, Акушерство, гинекология, маммология, Женское здоровье

Комментарии 35

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Лучший комментарий
retyshka
22/01/2015 12:56

retyshka Россия, Новосибирск

Хоть сама и родила в 41, но категорически не согласна с теми, кто обзывает Елену Петровну всякими словами. "Читать между строк" здесь однозначно не требуется, автор пишет о том, что сознательно отодвигать беременность на долгое "потом" неправильно. Нигде она даже не намекает, что отправит на аборт "возрастную" беременную. Речь также не идет о той ситуации, когда личная жизнь не складывалась, а к указанному возрасту сложилась. Врач с многолетней практикой предупреждает о более высоких рисках для матери и ребенка, а разве с этим есть смысл спорить? Возможно, для кого-то эта статья станет побуждением двигаться, а не ждать "лучших времен"
13
Zhdana
18/03/2016 07:32 #

Zhdana Беларусь, Минск

У меня тоже пунктик по поводу возраста. Я встретила суженого в 24, замуж вышла в 25, и сразу же хотела детей. Но не тут-то было, сначала год ремонты-притирка-постройка быта и все такое проч. Потом год попыток. Потом поиск врачей, и чего я только на этом этапе не испытала... Потом долгожданная беременность, выкидыш и мысли о собственной несостоятельности. 30 лет для меня очень поздно, а что делать, так сошлись звезды....
Evgenia
22/02/2016 16:18 #

Evgenia

Прекрасная статья. Репостить не буду - рванут мозги у девочек, которые еще желают. В наших краях в прошлом году успешно родоразрешилась женшина 52 года - двойня. естественные роды, дети здоровы, зачаты естественным путем. Гинеколог рассказывала с придыханием. Что же до моего опыта - меня в мои 38 кесарили из за внезапно подскочившего АД. Увы, никакие мантры, йоги, дыхательные упражнения и прочие танцы с бубном не спасли меня от гипертонии, предрасположенность к которой отмечалась уже. Есть у меня подруга - успешная, состоявшаяся. Она говорит "чем старше я становлюсь, тем больше хочу, чтобы это сделал кто нибудь за меня".
Но тем не менее, я рискну попробовать еще разок, не смотря на все вышесказанное. Всем легкой беременности и легких родов.
3
washington
08/07/2015 17:19 #

washington

"Репродуктивной медицины как таковой еще двадцать пять лет назад не существовало, потому что не было спроса на ее услуги" - глупость, несусветная глупость. Спрос на услуги репродуктивной медицины существовал всегда, пока были бесплодные пары. Просто двадцать пять лет назад медицине было нечего им предложить, то есть спрос был, а предложения не было.
Serenity
29/01/2015 12:32 #

Serenity

Некоторые комментарии выглядят так, как если бы это были увещевания случайно выживших после падения с крыши многоэтажного дома и даже не сильно покалечившихся о том, что "ничего страшного нет, падайте, прыгайте на здоровье, и не верьте врачам, что это чревато летальным исходом".
5
MamaJane
27/01/2015 12:54 #

MamaJane

Как у нас врачи любят пугать - возраст, возраст! На деле все индивидуально - как взрослая мама может забеременеть и родить без проблем, так и молодая поиметь их целую кучу. Только на стороне взрослой мамы будут опыт и деньги + готовность психологическая иметь ребенка, а на стороне молодой - ? Почти ничего. Имхо рожать нужно тогда, когда есть желание и возможность потом этого ребенка вырастить, а не тогда когда ветер в голове. Есть желание и возможности в 20 - рожайте в 20. В 40 - значит в 40. Единственный минус позднего родительства - это если хочется иметь 2-3 детей, и каждым заниматься. Тогда первого нужно родить пораньше - что успеть сделать перерыв между родами, позаниматься первым ребенком хотя бы года 4, потом родить второго и т.п. Но здесь опять же - все определяют возможности. Если их нет в молодом возрасте, или детки не получались - то что теперь?
Вал-Валерия
25/01/2015 22:56 #

Вал-Валерия Украина, Симферополь

Сама "начала" рожать достаточно рано, в 21, и, каюсь, осуждала в душе уже замужних подруг, которые предпочитали необременительные развлечения детям. Но сейчас мне 29 и трое детей, а у большинства из них -двое. Моадше чем мои, но тем не менее. Все они пришли к тому же, что и я: обеспеченные семьи ОБЯЗАНЫ иметь детей и чем больше, тем лучше. Проблема быта не стоит, вопросы организации времени помогут в крайнем случае няни решить, но зато каждый, даже впустую проведенный день уже после рожления ребенка, нельзя назвать бесполезным, ведь твой малыш стал на день старше. Кстати, обеспеченные семьи с 3, 4 и даже 5 детьми встречаются все чаще!!!
1
Olg-a
25/01/2015 11:54 #

Olg-a Россия, Екатеринбург

Мне вот интересно насколько внимательно читают люди и вдумываются ли в прочитанное!! С Еленой Петровной согласна полностью. Спасибо ВАМ огромное!!!! Никто не осуждает беременеющих поздно, ведь речь идет о том, что есть биологический возраст когда женщине лучше рожать с точки зрения природы!!! Ради бога хоть в 50 рожайте, только трудновато будет. В свои 20 я думала о карьере и т.д. но потом после института работая на высокооплачиваемой работе, я прочла статью, даже не знаю какого автора, но примерно с таким же смыслом. И начала изучать этот вопрос, и "смотреть по сторонам" где обнаружились совершенно несчастливые знакомые в 40 лет без детей, с особняками, конечно, дачами и заграницами но счастья то нет!!! И проработав на своей работе-мечте энное количество времени вроде бы и "золото" есть и все что надо. Муж кстати есть на которого можно положиться, решились на ребенка, и без квартиры и со старенькой волгой, и жили у родителей, спасибо им. Самое интересное, что муж говорит сейчас, что если бы не ребенок, так и сидели бы тогда на шее у родителей, лично для нас ребенок был стимулом к развитию в жизни. Теперь мне 29 в 30 рожу уже третьего и квартира и машина и все как в той самой мечте, только до 35 у меня мечта о 4 детях и чтобы к 60 я могла уже нянчить многочисленных внуков, как мои родители. Конечно это мое мнение, и есть у меня знакомые за 40 без детей которые убеждены уже, что уже поздно и ничего не надо и их искренне жаль и я рада за тех кто решается на деток в таком возрасте просто искренне рада, но ведь и для организма женщины тяжелей выносить и воспитать, с этим ну не возможно поспорить. Читайте внимательней и абсолютно все негативные коментарии написаны с какой то "озлобленностью" и недопониманием вопроса, как будто читали по диагонали или "задом на перед". Елена Петровна, очень трогательная статья, еще раз СПАСИБО!!!
10
Рона
24/01/2015 19:14 #

Рона Украина, Днепропетровск

Galyna, вы действительно все это просчитывали?
Наталия
23/01/2015 07:34 #

Наталия Россия, Иркутск

Данную статью мне выслала дама не с очень умным разумом, кстати мама 3-х детей , последнего родила в 39 лет. Так вот, выслала она мне её, что бы пожелать не очень удачной беременности. Так сказать пожелала мне тяжёлых родов и не здорового ребёнка. Вот данный случай говорит о том, что эта статья пользуется спросом в качестве негативного материала!!!
1
iramb
22/01/2015 16:02 #

iramb Германия, Frankfurt am Main

Ну, докатились .... Вы действительно перед тем как родить просчитывали возраст всей родни по десятое колено?!? И что это вам дало гарантии, что так и будет?!? Пардон, а если родители померли молодыми, ну или их вообще не знал , я уже молчу о том , если не вышло с родителями найти взаимопонимания не рожать или подставлять среднепотолочные данные в вашу формулу??? Смысл нашей жизни в продолжении жизни вот и вся формула!!!
2
 Galyna
22/01/2015 13:39 #

Galyna Украина, Киев

Все написаные комментарии касаются только здоровья мамы и ребенка в момент рождения ребенка. Кто из прокоментироавших и одобривших комментарии задумался над вопросом: "Сколько будет ребенку, когда родители не смогут заботиться не только о нем, но о себе?"
В одном из комментариев было написано, что папе на момент рождения ребенка было 49, учитывая среднюю продолжительность жизни мужчин в нашей стране, очень велика вероятность, что папа не доживет даже до совершенолетия ребенка (буду рада, если ошибусь).
Рождение ребенка сейчас - это больше социальный, а не биологический процесс. В первую очередь нужно ответить себе на вопросы:
1. В каком возрасте умерли мои прабабушки? В каком возрасте они стали нуждаться в уходе? Сколько сейчас моим бабушкам (если они живы) и нуждаются ли они в уходе? Если бабушки уже умерли, то в каком возрасте? Сколько лет моей маме и как она себя чувствует, требуется ли ей уход и материальная поддержка?
2. В каком возрасте умерли прадедушки моего мужа? Сколько сейчас лет дедушкам моего мужа и нуждаются ли они в уходе? Сколько лет отцу моего мужа и нуждается он в уходе и материальной поддержке?
Ответив на эти два вопроса, усреднив возрастные показатели по каждому и отняв от полученного результата тот возраст, в котором ваш ребенок будет готов (с вашей точки зрения) взять на себя ответственность не только за себя и своих детей, но и за своих родителей,, вы получите граничный возраст, в котором вам можно безбоязненно беременеть и рожать.
Возрастные рамки, указанные в статье, позволяют ребенку стать взрослым др того, как его родители будут нуждаться в нем как в опоре.
P.s. Oksana, инфантильность, которая характеризуется в т.ч. и неумением брать на себя ответственность, не зависит от возраста. Вы своим комментарием продемонстрировали другую его черту - излишнюю категоричность.
5
iramb
22/01/2015 12:36 #

iramb Германия, Frankfurt am Main

Статья явно не написана для людей , употребляющих в своем лексиконе слово Гинекологиня , позволяющим себе в комментариях использовать "фу" и , приводящим в качестве аргументов выражения типа : а вот у меня и еще 10 моих подруг сейчас все хорошо и мы все дружно рожали после 40.
8
Renyxa
22/01/2015 10:06 #

Renyxa Россия, Астрахань

Aeny, Канада, согласна с Вами. Скажу больше: статья, видимо, для того небольшого процента людей, которые уже имеют стабильный неплохой доход, но хотят, прежде чем завести детей, заиметь еще больший; для тех, у кого уже есть, например, трехкомнатная квартира, но делающих для себя и своих будущих детей коттедж. Таким и правда, возможно, следует начать работать над потомством уже сейчас, без проволочек. А все те, у кого есть только молодость, но нет ни кола ни двора (ни царя в голове), могут понять совет "Не откладывать свою материнскую роль в долгий ящик несмотря на несделанную карьеру, финансовые проблемы, экономические трудности, неблагоустроенную жизнь и т. п." слишком превратно. Сколько таких, рожающих в 20 лет и свято верящих в народную мудрость "Бог дает ребенка - бог дает на ребенка"! И сидят потом на шее у бабушек и дедушек все вместе в их же однушке. Нет, по мне, так проблема раннего неосознанного родительства гораздо острее, чем позднего и запланированного. Хотя примеры тех, кто рожал на пятом десятке и приобрел кучу болячек себе и своему новорожденному ребенку, у меня, к сожалению, тоже есть.
3
retyshka
22/01/2015 09:47 #

retyshka Россия, Новосибирск

Про "уровень значимости" - это я писала, почему-то комментарий опубликован под "гостем". Хотела еще добавить, что когда мне было 37, мой отец сказал: "исполнится 40, заберемеет". Так и вышло, причем без каких-либо манипуляций, кроме самого основного :-) Потом он комментировал, что его мама и бабушка говорили, что именно в 40 лет что-то в организме женщины происходит, в результате чего её способность к зачатию в этот момент возрастает... свои мысли по этому поводу высказывать не буду, так как маленькая дрыга на руках опровергает все мои логически выстроенные цепочки высказываний... Другое дело, что рисков действительно намного больше, поэтому сознательно отодвигать родительство на слишком зрелый возраст не стоит
1
Sveronika
22/01/2015 09:02 #

Sveronika Россия, Москва

Сразу видно - гинекологиня старой советской закалки. Интересно, как она в Торонто практикует? К ней только эмигрантки что ли на прием ходят? Все, кто рожал за границей, абсолютно все говорят, что они туда поехали рожать, чтобы их не гнобили в постсоветских женских консультациях: "Куда вы милочка рожать вздумали в вашем-то возрасте!" Это если чуть за 30. А если ближе к 40, такого нараскажут о будущих паталогиях плода, что рожать перехочется. Именно поэтому женщины с постсоветского пространства едут рожать за границу. И тут гинекологиня из Торонто... И как она там выжила с такими взглядами динозавра... Невероятно !
Sveronika
22/01/2015 08:50 #

Sveronika Россия, Москва

Фу! Омерзительная статья! огромное количество женщин не рожает детей до 40 лет, потому что мужчины не хотят нести ответственность за семью. Они бы и рады родить, да не от кого. Наслушавшись таких гинекологинь, как автор этой статьи, 35 летним, незамужним что делать? Ходить с табличкой: "Возьмите замуж, а то родить не успею?" Или поставить на себе крест, как на матери? Или руки наложить?! Тем более, что это чушь несусветная! Действительно, страшилка! Такое чувство, что гинекологиня только учебники в руках держала и не видела реальных рожениц за 35 и за 40. Мне тоже рассказывали, что после 30 лет способность забеременеть резко снижается. В 33 забеременела с первого раза. И здорового ребенка родила. А рядом со мной рожало очень много женщин первенца и в 35, и в 40, и в 42. Действительно, хочется еще раз спросить: "Доктор, что с нами не так?" Проблемы со здоровьем, они если есть, то они есть. И до 30 есть люди, которые не могут иметь детей. Причем здесь возраст? После такой статьи 35 летние должны бежать аборты делать срочно? У них же клетки старые! Ребенок с паталогией родится! А если мужу за 45? А если мужу за 50 ? Это ж вообще караул! Если вам больше 35 и вы еще не мать, завернитесь в саван и ползите на кладбище, ничего вам в жизни больше не светит. И ползите дружной толпой! Сейчас ведь много таких женщин! То-то статистика рождаемости повысится!
2
iramb
22/01/2015 00:34 #

iramb Германия, Frankfurt am Main

Статья хороша, но , на мой взгляд , утопична... Это из серии : мир должен быть во всем мире и придет время, когда так и будет... К сожалению или к счастью , жизнь нельзя загнать в какие то упорядоченные и обоснованные "светлыми умами " рамки. А глобальность вопроса вымирания нации тает перед конкретной судьбой человека . Природа все же поумнее нас , раз все-таки не установила жестких рамок. А врач должен просто быть профессионалом , понимающим , на каком куплете прервать песню " прекрасная маркиза" имхо.
3
Рона
21/01/2015 19:25 #

Рона Украина, Днепропетровск

как-то слишком категорично пишет доктор, что заставляет не согласиться с ней! Меня родили, когда родителям было 39, мой родной дядя - в 37, моя двоюродная сестра - в 35. Все мы, поздно рожденные, здоровые и нормальные. Я родила в 36 полных (за 2 недели до 37-летия), мужу 49. Ребенок - 9-10 по Апгар(ттт). И благодаря ЭКО, за что навсегда будем благодарны Институту репродуктивных технологий, который дал нам этот шанс после 5 лет усиленных попыток зачать естественным путем. И не надо нас и всех, кто поздно рожает, пугать и клеймить за позднее родительство. Ситуации бывают разные.
2
nino
21/01/2015 17:05 #

nino Грузия, Тбилиси

Я родила в 38 (первая беременность), на седьмом месяце беременности... милые мои двойняшки-девочки погибли на второй и 4-ые дни жизни...с ними погибла и я... но, видно, что-то все же осталось во мне... в 44 лет (безо всякого лечения) забеременела и родила здоровую, красивую девочку. Ей уже 16 месяцев :) Хочу родить еще - братика или сестренку... Вот она жизнь!
6
svetlana2013
21/01/2015 12:25 #

svetlana2013 Россия, Сочи

Оксана, не бросайтесь недоказанными данными.....какие 90%?! Что вы глупости пишите? И после 30 не всегда думают, прежде чем делают.....
2

Скачивайте наши приложения