Авторы: Берестов А., Решетов В.

Иеромонах Анатолий (Берестов)  (доктор медицинских наук, профессор, руководитель душепопечительского центра во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского)


Владимир Решетов
(кандидат физико-математических наук, доцент МИФИ)

Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
(К Еф. 5, 10-13)


Надобно вам знать, что воздействие воли – немалая статья во врачевании.
Парацельс


Есть много в мире, друг Гораций, такого, что и не снилось вашим мудрецам.
Шекспир



Немного основных понятий


Гомеопатия сегодня де-факто стала частью российской системы здравоохранения, и ее влияние на физическое и духовное здоровье наших граждан вполне заметно. Своеобразие используемых гомеопатами препаратов во все времена вызывало неоднозначное отношение к данной отрасли врачевания. Здоровье не купишь ни за какие деньги, а вот лекарства могут и продать. Люди болеют испокон веков и врачи их более или менее успешно (для больных) лечат. Профессия врача у всех народов и во все времена относилась не только к наиболее уважаемой, но и вполне доходной работе.
Болезнь – это довольно своеобразное состояние организма, можно даже сказать, что это вообще-то говоря нормальное состояние, а вот абсолютное здоровье - это некая несуществующая абстракция. То ноготь сломался, то палец порезал, то прыщик нарывает, то зубы режутся, то много выпил, то мало съел, то ботинки жмут, то солнце лысину напекло, – короче вся жизнь борьба, и счастье, то бишь здоровье, только снится, да и то не всем, некоторых, наоборот, мучают кошмары…
Гомеопатия - один из достаточно популярных способов помощи вечно больному человеку. Весьма интересная и загадочная область врачевания, по сей день остающаяся настоящей terra incognita для подавляющего большинства лечащихся ее средствами больных, но оказывается, и многие врачи-гомеопаты знакомы далеко не со всеми особенностями ганемановского взгляда на мир и с лежащей в основе гомеопатического метода лечения подобного подобным философией.
Гомеопатия существует уже более двух веков и за это время успешно вылечила немало страждущих. Ее методы разрешены практически во всех странах, и наш Минздрав официально санкционировал широкое применение гомеопатии еще в 1995 году. Правда, по разным причинам большинство государств все-таки не включают данный раздел лечебных услуг в группу страховой медицины и не оплачивают работу гомеопатов из денег налогоплательщиков. Хочешь лечиться у последователей Ганемана, Геринга и Кента – плати сам.
Гомеопатические лекарства с точки зрения химии не содержат в себе никаких ни вредных, ни полезных веществ – это просто сладкие шарики из фруктового сахара, капельки из этилового спирта и просто вода (Н2О). Поэтому замечание гомеопатов о полной безвредности своих лекарств с точки зрения химии не вызывает никаких проблем, если, конечно, вы не диабетик и не алкоголик, но и тогда можно заказать лекарство нужной потенции, приготовленное на обычной воде.
У нас в стране гомеопат обязан иметь диплом врача, т. е. быть знаком с каким-нибудь конкретным разделом столь не любимой гомеопатами научной медицины. И соответственно хотелось бы верить, что врач-гомеопат хорошо понимает границы применимости гомеопатических методов и при необходимости назначит сам или отправит больного к соответствующему специалисту для оказания медикаментозной помощи.
Гомеопатия крайне внимательна к нуждам и проблемам пациента и здесь традиционным врачам, безусловно, есть чему поучиться у обходительных и внимательных коллег гомеопатов. Их разумная позиция, что лечить надо не болезнь, а человека, находит все больше поклонников среди обычных врачей.
Многие специалисты считают гомеопатию чистой психотерапией, с хорошей историей и отработанными приемами. Возможно, именно такого взгляда на суть данного метода придерживаются официальные власти, разрешающие использование гомеопатического метода и не видящие в нем сколько бы то ни было значимого вреда для здоровья населения страны. Черезпредметная психотерапия сегодня достаточно популярна и подробно изучается в медицинских вузах.
Гомеопатическое лечение основано на трех основных принципах.
Для постановки диагноза (определения патогенеза) необходимо определить, какое вещество (препарат) в токсических дозах вызывает ту же совокупность субъективных жалоб-симптомов.
Именно данный препарат в одной из гомеопатических потенций надо применять для лечения болезни, действуя на ее причину, а не следствие.
Готовятся нужные потенции путем многократного последовательного разведения исходного вещества в 10 или 100 раз с энергичным встряхиванием в промежутке между разведениями.
И чем больше мы разводим и встряхиваем, тем сильнее, по мнению гомеопатов, становится лекарство, и более мощное воздействие оказывает на врачуемый недуг, причем воздействие высоких разведений более 30С ( 100-30 = 10-60 ) происходит на психическом уровне, и только низкие разведения до 6С (10-6 = 10-12) воздействуют чисто физиологически, средние потенции от 6С до 30С влияют и на психику, и на физиологию. При этом нередко гомеопаты прибегают и к таким “сильнодействующим потенциям”, как 200С (100-200 = 10-400) и выше, категорически предупреждая, что применение столь сильнодействующих лекарств можно только по назначению специалиста и самолечение здесь принципиально недопустимо, так как может привести к летальному исходу.
Гомеопатия – это аксиоматическая теория, и аксиома в ней всего одна: “подобное лечится подобным”. Есть еще несколько законов, носящих характер эмпирических обобщений, например, знаменитый закон Геринга, гласящий, что при правильном гомеопатическом лечении симптомы отступают в порядке обратном тому, как они появлялись при развитии болезни. В гомеопатии все достаточно своеобразно и основная аксиома в первую очередь - лечить болезнь тем же веществом, которое в макродозах вызывает те же симптомы, что и врачуемая болезнь. Данная мысль пришла Ганеману после успешного применения хины для лечения лихорадки. Реакция здоровых людей на прием хины действительно схожа с симптомами лихорадки. Дальнейший ход мысли отца гомеопатии был более чем оригинален: если в заметном количестве некое вещество вызывает симптомы схожие с болезнью, то в исчезающе малом, не токсичном количестве, то же вещество должно как бы напоминать организму о том, как бороться с заразой и активизировать собственные силы человека. Ганеман полагал, что существует некий дух лекарства, и именно его и пробуждал многократным встряхиванием и разбавлением. При этом благодаря разбавлению самые сильные яды становятся безопасными и в качестве лекарств можно использовать все что угодно.
Ганеман и его последователи в полном смысле слова экспериментировали на живых людях, давая добровольцам самые разнообразные минералы, химические соединения и отвары, внимательно изучая и записывая мучения и переживания подопытных. В итоге за 200 лет собрался достаточно обширный репертариум, состоящий из более чем 1000 различных препаратов с подробным описанием симптомов, при которых следует назначать данное лекарство. Поэтому под строгой научностью разработки и подбора нужного препарата гомеопаты подразумевают статистическую достоверность того, что у здорового человека токсическая доза обсуждаемого лекарства вызывает те же субъективные симптомы и объективные проявления, что и подлежащая излечению болезнь. Никакого подтверждения или какого либо научного обоснования данная аксиома за прошедшие 200 лет не нашла и все разговоры об эффективности гомеопатии основываются сугубо на лечебной практике самих гомеопатов и их статистике исцеления страждущих.
Статистика вообще вещь тонкая, а в медицине особенно, недаром при клинических испытаниях пытаются применять так называемый двойной слепой метод, когда не только пациент не знает, где лекарство, а где пустышка (т.е. плацебо), но и врач не догадывается в какой упаковке что находится. Такая методика признана сегодня стандартной всеми фармацевтами и клиницистами как одно из первичных испытаний новых лекарств. Гомеопатам тяжело вписаться в такую схему, поскольку даже при одной и той же доминирующей болезни симптомы могут быть различны и, следовательно, назначать надо разные гомеопатические лекарства. Поэтому прямой эксперимент не проходит и если строго следовать гомеопатической доктрине, то в предполагаемых двойных слепых тестированиях проверяться будет не конкретный препарат, а совокупность гомеопатических лекарств, поскольку, сколько больных, столько и потенций нужных препаратов будет участвовать в испытаниях. Естественно, такой эксперимент мало осмыслен как с точки зрения гомеопатов, так и классических медиков, хотя результаты такого тестирования были бы, безусловно, интересны, если количество больных будет, по крайней мере, в несколько десятков раз превышать количество поставленных диагнозов и соответственно назначенных лекарств, да и количество врачей-гомеопатов, участвующих в тестировании, не ограничивалось двумя-тремя. Такое сравнение пустышки гомеопатической с пустышкой аллопатической было бы крайне любопытно, учитывая то, что психотерапевтический эффект гарантирован в обеих выборках, и в получающей истинно гомеопатическое лечение, и в контрольной, получающей чистую плацеботерапию.
За последние пол века гомеопаты и классические клиницисты не раз пытались научными методами установить действенность метода Ганемана. Однако, не смотря на сотни предпринятых попыток, ничего вразумительного у них не получилось. Можно даже сказать более определенно, ссылаясь на недавнюю статью в журнале Ланцет: данные, говорящие о значимом отличии эффективности гомеопатического лечения от плацеботерапии отсутствуют.
Применение в качестве лечебной субстанции порошков, капель и сладких шариков, не содержащих ни одной молекулы исходного вещества, послужившего названием данного препарата, вызывает недоумение у любого знающего физику человека. Ненамного лучше реакция на потенцирование духа лекарства и у верующего. Причем призывание или усиление этого самого духа лекарства осуществляется простым разведением и последующим энергичным встряхиванием.
Основной аргумент специалистов гомеопатов – это исцеление больных. Неважно, что мы не понимаем или не знаем, как данные лекарства действуют, - главное, что правильно подобранный препарат помогает. Сегодня нет никаких химических или физических данных о том, что некое специфическое свойство исходного элемента, например, мышьяка, может каким-либо способом передаться раствору, порошку или шарикам из сахара. Тем более из научных представлений невозможно объяснить усиление силы лекарства по мере его разведения, совмещенного со встряхиванием. Неразумность разговоров о памяти воды, спирта или мела понятна любому человеку со средним школьным образованием. Более того, поскольку нет абсолютно чистой воды, то вообще проблематично говорить о потенцировании, скажем, того же мышьяка, если в месте с ним в пробирке встряхивается существенно большее количество железа, кальция и натрия с хлором.
Свойства растворов и химических соединений сегодня изучены достаточно хорошо, и можно вполне определенно говорить о том, что никакие материальные свойства элементов и соединений не могут передаваться воде, спирту и сладким шарикам в процессе гомеопатического потенцирования. Сколь велика память воды, говорит известная поговорка: “Вилами на воде писано”, (вилами, т.е. кругами).
В гомеопатии - достаточно своеобразное понятие дозировки, поскольку важна только потенция и факт приема препарата, а отнюдь не количество шариков. Доза для детей и взрослых часто одинакова, а младенцы порой получают лекарство с молоком матери, т.е. кормящая грудью мать сама принимает нужное лекарство в требуемой потенции, а ребенок укрепляет свою жизненную силу, получая, скажем, тот же потенцированный мышьяк в молоке матери. Причем если гомеопату кажется, что имеющееся у него лекарство не достаточно динамизировано, то он может легко повысит потенцию препарата, просто несколько раз энергично встряхнув склянку с лечебными каплями.
Естественно, что при таком разведении и способе приготовления ни один гомеопат не сумеет отличить один препарат от другого и высокую потенцию от средней, хотя отдельные экстрасенсы берутся за эту задачу. Факт отсутствия лечащего вещества издревле беспокоит гомеопатов, но, как правило, широко не афишируется, и специфическая логарифмическая шкала потенций способствует тому, что за гомеопатией закрепилось мнение как о безвредном методе лечения микродозами и травами, и мало кто из обычных пациентов отдает себе отчет в том, что это не микро-, а пустотерапия.


Помогая телу, не повреди душе


Очень часто в качестве основного аргумента в пользу той или иной оздоровительной процедуры приходиться слышать: “Так ведь помогает!” И действительно, что может быть плохого, скажем, в приеме гомеопатического лекарства, если там никаких ни вредных, ни полезных веществ нет, а человек принимает просто сладенькие шарики и ему лучше становится ...
На данный вопрос есть старый и точный ответ: “Что толку человеку ...”, но мы попробуем посмотреть на данную проблему с современной точки зрения. И начнем мы издалека. Сейчас очень популярны стали разговоры о том, что человек это сложная взаимосвязанная система и вообще лечить надо не болезнь, а больного. С этим трудно не согласится, причем в данном случае вполне уместно вспомнить известное утверждение о том, что новое - это хорошо забытое старое.
Современная психотерапия считает, что добрая половина болезней может быть вылечена словом. Причем слов может быть как много, так и мало - в пределе всего одно или два метких эпитета, ставящих все на определенные места и облегчающих не только душевные, но и телесные страдания.
Определенные ритуалы и чисто лингвинистические приемы присущи всем психопрактикам и словотерапиям. И, похоже, такая возможность влиять на душу человека не противоречит христианской доктрине о сотворении человека по образу и подобию Божию, поскольку в единой личности сосуществуют дух, душа и тело, а раз они в чем-то едины, значит, как-то и взаимодействуют.
Никакого другого, кроме словесного, способа корректного общения людей между собой не существует. Естественно, не только слова, но и интонации и манера говорить играют немалую роль, мы худо-бедно понимаем язык мимики и жестов, нам много о чем может рассказать музыка и полотно художника, но еще раз повторим, корректно, однозначно и адекватно люди не могут понимать даже письменную речь, казалось бы, полностью очищенную от двусмысленности и необходимости интерпретации. И дело не в том, как написан текст, а в самом принципе человеческого восприятия, когда любой текст осознается в контексте всех знаний данного человека. Бывает иносказательная речь и можно говорить притчами, но даже у царицы наук, самой строгости - математики все не так просто с лексикой и однозначностью суждений. А по известной теореме Геделя количество суждений, о которых вообще нельзя ничего сказать насчет их правильности, существенно превосходит количество суждений, о которых можно с определенностью сказать, верны они или ложны в рамках данной достаточно богатой аксиоматической теории.
Получается, что даже самый корректный, математически строгий способ общения не гарантирует того, что вас правильно поймут и верно услышат. Поэтому все словесные методики страдают одним общим недостатком: “Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется”. Это с одной стороны плохо, но с другой, безусловно, хорошо: не будь некоторой свободы восприятия поступающей информации, человечество однозначно и давно не только перестало бы развиваться, но и жило бы, безусловно, одним сугубо тоталитарным бездуховным государством с какой-нибудь примитивной религией и четко выделенным классом аристократии. Это как бы мечта власти в любой стране сделать так, чтобы граждане делали все так, как надо, начиная от уплаты налогов и кончая неубиванием друг друга. Но та Божественная свобода, которая исконно дана человеку, обеспечивает не только разнообразие добрых и светлых творений человечества, но и непреодолимое постоянство мрака и ужаса фантазий отдельных представителей того же человечества.
Тоталитарные секты современности, являя своеобразный идеал государственного устройства, запрещены во всех странах, хоть чуть-чуть думающих о своем будущем и проявляющих элементарную заботу о своих гражданах. Дело в том, что “человек - животное общественное” и живет не просто в окружении других людей, но мыслит и чувствует в соответствии с воспитанием и средой своего обитания, а значит, чтобы хотя бы как-нибудь влиять или помогать друг другу, надо иметь в чем-то общие взгляды и говорить на одном языке. По вере вашей будет вам - древние и удивительно верные слова, причем это так глубоко сидит в человеке, что работает не только с правильной верой, но и с любой. “Главное, вы мне поверьте, и болезнь пройдет, самочувствие улучшится” - эти волшебные слова как заклинание произносят все, от обычных участкового врача и бабушки-знахарки до главных телевизионных экстрасенсов и астрологов.


На земле душа и тело нераздельны


Сегодня уже никто не возражает против того, что влияние духа и мысли на наше бренное тело крайне велико. Материалисты полагают, что все дело в психике человека; православные знают, что у каждого из нас есть – дух, душа и тело и эти три природы совсем не независимы, а живут в неком единении и сослужении в существе, называемом биологами Человек Разумный. При этом вещи вполне духовные и душевные могут проявляться в поступках и делах вполне телесных и материальных. Но что в некотором смысле более удивительно, события и поступки вполне телесные и земные могут влиять на состояние нашей души и духа.
От того, что некоторые понимают выражения типа “упасть духом” и “скорбеть душой” только как образные, суть не меняется, поскольку все в том или ином виде признают и допускают взаимосвязь чисто умозрительных процессов и сугубо материальных явлений. Сказать, что мы точно знаем механизм взаимодействия души и тела, будет очень большой дерзостью и это касается не только конкретного человека с его неповторимой историей и особенностями, но и осредненно-обобщенного случая. Есть достаточно мало ситуаций, позволяющих просто и понятно объяснить, как те или иные духовные качества или подвиги влияют на немощи телесные, равно как и наоборот, никогда не знаешь, как в жизни душевной отзовется сегодняшнее телесное невоздержание или дурной поступок.
Человек существо свободное и вправе выбирать, как жить и что делать. Причем самобытность и оригинальность сегодня стали чуть ли самыми главными добродетелями и достоинствами. Подчинение и смирение, верность традиции и сохранение преемственности поколений, напротив, наименее почитаемые и рекламируемые качества.
Есть старое меткое замечание, говорящее о том, что “сатана - обезьяна Бога”. Прошедшие века дали, а грядущие еще дадут множество подтверждений этой вечной истине. Причем, пародируя традицию, новые учителя и пророки почти всегда впадают в фарс, гипертрофируя отдельные моменты и извращая суть. По вере вашей будет вам - и вот толпы жаждущих исцеления, поверив в мастерство целителя или чудодействие неведомого лекарства, с распростертыми объятиями и открытыми кошельками кидаются в лапы бизнесменов, зарабатывающих на болезнях.


Пути Господни неисповедимы


Мы не знаем точного механизма влияния мира духовного на мир материальный и возможно, что на нашей земле все духовные явления происходят как раз в душах людских и материализуются только через человека. Но допустим на минутку, что Господь, создавая нас, предусмотрел определенный способ взаимного общения мира человеческого и мира Божественного. Допустим далее, что так же, как на Земле, человек не является единственным живым творением, так и на Небе кроме Бога есть другие духовные существа, могущие по тем же каналам и с теми же последствиями на материальном уровне взаимодействовать с человеком. Если мы сделаем такие вполне логичные предположения, то далее все будет очень просто и понятно, как с разными религиями, так и целительскими практиками.
Действительно, все народы на земле верят в Бога или богов, т.е. допускают влияние неких сил, им неподвластных, на дела земные. Во всех культурах существуют ритуалы жертвоприношений или иных способов умилостивления богов, все современные экстрасенсы и учителя жизни настаивают на возможности раскрытия скрытых возможностей человека и его умении на чисто духовном уровне влиять на поступки и переживания людей и даже на их болезни. Если такой механизм влияния духа на тело существует, то никаких проблем с медитационным воздействием одной состредоточившейся группы йогов на другую праздношатающуюся группу почитателей того же бога в принципе нет. И те и другие открыты для общения со своим богом и его слугами, поэтому если одни очень попросят и их верховный соблаговолит, то другие если и не услышат прямого призыва к какому-то действию, то вполне могут что-нибудь почувствовать или подумать такое, что можно интерпретировать как явное дальновидение и прямая телепатия. Если вы полагаете, что атеизм защищает от влияния на духовном уровне, то глубоко ошибаетесь – камень вряд ли знает что-нибудь о законе всемирного тяготения и о том что он должен падать на землю с ускорением 9,8 м/с2, тем не менее все камни падают, также как и тела физиков, несмотря на то, что первые ничего не знают и не мыслят, а вторые все понимают и знают. Человек, не верящий ни в какого бога, в некотором смысле даже более других подвержен воздействию сил бестелесных – просто он все это влияние принимает за свои собственные мысли и чувства, не переставая радоваться своей сообразительности и богатству натуры. Люди, исповедующие определенную религию, наоборот, как бы находятся под защитой своих богов и как бы не подвластны чужим божествам. Правда, с христианской точки зрения все эти боги и божки, владыки и учителя находятся просто в разных департаментах одного хозяина, называемого в православии князем мира сего, а по-простому – диаволом или Люцифером, и изменить что-либо в нашей жизни они могут только в том случае, если Господь это попустит.


Врачевание и психика


“Здоровье для человека естественно, болезнь - неестественна. Здоровье приемлется его телом как нечто само собой понятное, так же, как воздух легкими и свет глазами; не заявляя о себе, живет оно и растет в нем вместе с общим его жизнеощущением. А болезнь - она проникает внезапно, как что-то чуждое, она нечаянно набрасывается на объятую страхом душу и бередит в ней множество вопросов. Ибо если откуда-то со стороны явился он, злой ворог, то кто же наслал его? Останется он или уйдет? Доступен он заклятию, мольбе, преодолению? Жесткими своими когтями извлекает болезнь из сердца противоречивейшие чувства: страх, веру, надежду, обреченность, проклятие, смирение, отчаяние. Она учит больного спрашивать, думать и молиться, поднимать полный испуга взор в пустоту и обретать там Существо, коему можно поведать о своем страхе. …
Сама природа - тот “внутренний врач”, которого каждый с рождения носит в себе и который поэтому более понимает в болезнях, чем специалист, лишь извне нащупывающий симптомы; впервые болезнь, организм и проблема врачевания рассматриваются романтической медициной вновь как некое единство. Целый ряд систем возникает в девятнадцатом столетии из этой основной идеи о самостоятельной силе сопротивления организма.
В этом призыве к больному - воспрянуть душой, собрать воедино свою волю и целостность своего существа противопоставить целостности болезни - и состоит существеннейшее и единственное врачебное средство всех психических методов, и пособничество их представителей ограничивается по большей части не чем иным, как такого рода словесным обращением. Но того, кто знает, какие чудеса может совершать Логос, творческое слово, это чародейное сотрясение уст в пустоте, создавшее бесчисленные миры и бесчисленные миры разрушившее, того не поразит, что в науке врачевания, как и во всех других областях, несчетное число раз совершались при посредстве единого слова истинные чудеса, что только через словесное обращение и взгляд - этих посланцев от личности к личности - во многих случаях могло быть восстановлено, исключительно воздействием на дух, здоровье в организмах, совершенно расшатанных. В полной мере чудесные, исцеления эти не являются ни чудом, ни исключительным явлением, они лишь смутно отражают все еще неясный для нас закон взаимодействия высшего порядка между телом и душой, который полнее, может быть, исследуют будущие поколения; для нас же достаточно и того, что возможность врачевания путем чисто психическим уже не отрицается и что по отношению к явлениям, необъяснимым с точки зрения чистой науки, установилось известного рода смутное признание.”
Этими словами Стефан Цвейг предваряет свои историко-критические очерки “Врачевание и психика” – посвященные Ф. Месмеру, Мери Бекер-Эдди и З. Фрейду. Рассказывая об этих трех людях, лечивших больных без лекарств, Цвейг очень четко показывает на их примере, что здоровье тела человека в первую очередь зависит от здоровья духа человека и этим как бы оспаривает известное утверждение о том, что “в здоровом теле – здоровый дух”. И в этом плане современная психотерапия вполне созвучна с христианской точкой зрения на причину наших недугов и способы исцеления.
Единственное, что сегодня часто разделяет психотерапевта и христианина, – это то, какому богу они молятся. Все современные целители занимаются восстановлением целостности человеческой сущности и установлением нарушенных связей с Богом. Но очень часто вместо истинного Бога целители-психотерапевты предлагают человеку различные суррогаты и жалкие подобия в виде сонма ветхих богов и богинь.
Традиционная медицина до последнего времени мало внимания уделяла психологическим факторам в излечении болезней, но сегодня ситуация кардинально изменилась и все врачи знают о том, что доброе слово и ласковый уход порой имеют не меньшее значение, чем сильнодействующие лекарства. Высокопрофессиональный специалист своего дела, врач-христианин должен быть внимательным собеседником и сочувствующим другом своему пациенту, а также усердным молитвенником о врученных на его попечение людях, жаждущих исцеления.
Гомеопаты считают человека больным, если ему самому так кажется, и, видимо, это одна из основных причин поразительной эффективности данной методики. Если человек болен, когда он считает себя больным, то вылечить такую болезнь словами и пустыми сладкими шариками, т.е. уговорить пациента, что он здоров, не так сложно. И этот факт не стоит сбрасывать со счетов анализируя отчеты гомеопатов о своих успехах.


Душевное лекарство


Эффект плацебо хорошо известен врачам, и, по мнению многих специалистов, его роль составляет до 30% всего эффекта от приема любого лекарственного препарата. Поэтому, с точки зрения фармакологии, даже стопроцентная плацеботерапия может быть вполне эффективной. Однако чистые пустышки обычно не считаются лекарственными препаратами и не включаются в реестры лекарств. Современная медицина прекрасно знает такой способ лечения, и есть даже специальный термин “черезпредметная психотерапия”. Правда, таким методом пользуются не только психотерапевты, но и обычные маги - современные экстрасенсы; вспомните заряженные Чумаком газеты и мази.
Вот как об этом лечебном факторе пишет современный исследователь плацеботерапии В.Ю. Завьялов в книге “Необъявленная психотерапия”.
“Знаменитый терапевт XIX века М.Я. Мудров выработал целую систему ритуалов назначения лекарств. Он лечил "специальными" порошками с названиями "золотой", "серебряный", "простой". Названиям соответствовал цвет бумаги, в которую были завернуты порошки. Эти порошки (плацебо-имитаторы формы) оказывали чудодейственные эффекты, излечивая многие болезни. После смерти врача выяснилось, что в состав порошков входил всего-навсего хорошо перемолотый мел. Восхищение и радость, с какой принимали его пациенты "лекарства", бывали полезнее самих лекарств. Искусство врача, как писал в свое время М.Я. Мудров, заключается в создании "душевного" лекарства, которое бы утешало сердитого, успокаивало нетерпеливого, останавливало бешеного, пугало дерзкого, делало смелым робкого, откровенным скрытного, благонадежным отчаянного".
“Душевное" лекарство – это сам доктор, его личность, универсально реагирующая на различные ситуации. А если говорить более профессиональным языком, то речь идет об умении врача создавать такие межличностные отношения со своим клиентом, которые и будут тем "душевным лекарством", на которое намекал М. Я. Мудров. Не суть важно, какими средствами пользуется для создания терапевтической атмосферы доктор: как Мудров "мудрит" с порошками или заботливо усаживает пиявки, - главное, чтобы эти средства были законными, не вредили ничем и способствовали бы скорейшему возвращению веры в себя. Важно, чтобы больной не привыкал лечиться в дружеской и теплой обстановке, а умел создавать ее самостоятельно, без доктора”.
Именно такой подход к пациенту и лечебной процедуре характерен для гомеопатов. То внимание и забота, которую последователи Ганемана проявляют к больным, не может остаться незамеченной пациентами, и они не только выздоравливают, но и остаются глубоко благодарными душевному доктору, помогшему привести в порядок совсем разболтавшееся здоровье. Индивидуальный подход, специально подобранное и приготовленное лекарство, уникальный набор симптомов, строгий режим приема сладких шариков - все это создает отличную обстановку для выздоровления и благоприятные условия для возрождения собственной жизненной силы и победы над болезнью.
Изысканность гомеопатической психотерапии достойна восхищения, причем, похоже, многие врачи-гомеопаты и не подозревают об истинном характере той терапии, к которой они ежедневно прибегают. Непонимание основателями метода лечения подобного подобным сути того механизма исцеления, который присущ гомеопатическому лечению, привел сегодня к трудно разрешимым проблемам приверженцев данного метода врачевания.
Отсутствие в гомеопатических препаратах лечащей субстанции и неготовность признать данный метод чистой психотерапией понуждают врачей-гомеопатов искать нематериальные причины чудодейственной силы потенцированных гомеопатических препаратов, и этот путь часто уводит их в оккультно-мистические дебри.
Очень точно описал эту ситуацию доктор медицинских наук В.Ю. Завьялов: “Современные гомеопаты обожествляют воду, бездушную материю, заявляя, что вода сама по себе способна принимать, сохранять и отдавать "информацию", а потому их гомеопатические средства, в которых из-за большого разведения не остается ни одной молекулы лекарственного вещества, содержат только информацию "космического содержания". Получается, что вода сложнее ума! Человек же, с его способностью познавать мир и с помощью воображения строить любые иные миры, проще простой химической структуры, комбинации из двух элементов?! Конечно, здесь, в этих рассуждениях, явный логический подвох, подмена понятий, профанация человеческих способностей и ложное возвеличивание, возвышение низшего”.
Признание гомеопатии разделом психотерапии было бы, по-видимому, наиболее точным ее определением, исходя из современного уровня знаний о человеке и его болезнях. Приравнивание гомеопатии к психотерапии, естественно, существенно понизит ее эффективность и привлекательность как для врачей, так и пациентов. Существующий сейчас ореол непознанности и загадочности вокруг гомеопатии вкупе с мощным арсеналом псевдо-лекарственных средств позволяет ей быть не просто результативной, а сверхэффективной психотерапией, действующей на грудных младенцев, умалишенных и даже животных…


Чистейшая гомеопатия


Если гомеопатия - это просто психотерапия, то зачем тысячи различных препаратов, зачем сеть аптек и производств, изготавливающих нужные потенции, зачем Materia Medica с описанием тысяч патогенезов, если главное - по-доброму поговорить с пациентом и выдать ему именно то лекарство, которое ему поможет. И такие умные головы нашлись среди гомеопатов - пример тому московская школа Лупичева. Он хорошо понял проблему труднодоступности гомеопатических лекарств и быстренько изобрел электронный репринтер нужных лекарств, а заодно и развил известную методику функциональной диагностики по методу Р. Фолля, разработав прибор Фолля-Лупичева и дополнив его потенциатором-репринтером, который за секунды изготавливает нужную потенцию любого лекарства из пустых сладких шариков.
И чтобы это вооружение получить надо просто пройти обучение на курсах и купить все нужные приборы у автора методики. На начальных этапах технически вооруженным гомеопатам выдавалась специальная кассета с замурованными в нее исходными препаратами, но потом научно-технический прогресс пошел дальше и в дополнение к тестеру-омметру стали продавать микроорганайзер с занесенными в его память названиями гомеопатических препаратов. С помощью тестера-омметра по “биологически активным точкам” подбираем нужное лекарство, благо пациент сам видит, как отклоняется стрелка при нажиме на нужные точки и как его организм мгновенно реагирует на лекарство, которое доктор кладет на специальный столик, соединенный с тем же тестером-омметром. Причем вместо кассеты с препаратами используется тот самый органайзер, на экране которого светится нужное слово, и тут же, если лекарство найдено, о чем говорит изменение показаний стрелки прибора, быстро из пустых шариков изготавливается нужный препарат в оптимальной потенции - простым электромагнитным воздействием.
Классические гомеопаты, естественно, такое нововведение встретили в штыки, поскольку подрывается вся инфраструктура и промышленное производство, задействованное в сфере гомеопатии. Тем не менее у данного доктора есть своя школа и множество чудесных исцелений, а аппарат Фолля активно используют многие современные гомеопаты: очень уж эффективно он воздействует на пациента.
Лупичев своим прибором не только решил проблему изготовления нужных потенций требуемых лекарств, но и существенно облегчил задачу поиска нужного препарата, поскольку если пациент отреагировал на произнесенное слово и стрелка качнулась, то все - победа, потенциируем, и готова панацея от надоевшей хвори. Поскольку показания тестера-омметра зависят не только от психофизиологического состояния пациента, но и от силы прижима измерительного электрода к биологически активной точке, то совсем нетрудно и поманипулировать доверием пациента, вдруг обнаружив, что именно Арника более всего нормализует его электрическое сопротивление. Замечательная методика и вполне эффективное лечение, главное - чтобы врач-гомеопат не зарывался и, встретившись с серьезной болезнью, которая не только “от нервов”, направил бы больного к обычному врачу.
Научный вред от гомеопатии сегодня минимален только потому, что никто из настоящих ученых всерьез не относится к возможности потенцирования силы лекарства путем его разведения и встряхивания. Хотя если какого-нибудь физика привлечь к обоснованию возможности изготовления электронных копий гомеопатических лекарств и оплатить его работу, то настоящий специалист своего дела легко начертит пару формул и объяснит технологию потенциирования препаратов и способ их воздействия на человеческий организм. Заодно он выяснит, из чего состоит душа, а также опишет Рай и Ад как особые состояния бозе-конденсата, а в заключение укажет на необходимость существования Бога как источника энергии, стабилизирующей состояние не только духовных Рая и Ада, но и нашей материальной Земли.


Чей он, дух лекарства?


Гомеопатические препараты, в том числе и по мнению основных специалистов по части лечения подобного подобным, не содержат какого бы-то ни было количества лечебного вещества и лечит дух лекарства, т.е. по сути информация о лекарстве. И если бы дело сводилось только к психотерапевтическому воздействию, то можно было бы и не обсуждать суть гомеопатии, но дело в том, что адепты немедикаментозного лечения категорически настаивают на том, что гомеопатия и психотерапия - это совершенно разные вещи. А если дело действительно обстоит так, и как они утверждают, гомеопатические лекарства действуют на бессловесных животных и грудных младенцев, то возникает законный вопро: каким способом то, чего вроде бы и нет, может действовать на тех, кто о том, что оно должно действовать, как бы и не знает. Разговоры о том, что вода и этиловый спирт обладают памятью, а сладкие шарики из фруктового сахара можно превратить в сильнодействующие гомеопатические лекарства с помощью специальной гомеопатической кассеты и репринтера, излучающего некие электромагнитные поля, думаем, не стоит принимать во внимание, поскольку это, безусловно, чисто психологические приемы, создающие специальную обстановку, способствующую более высокому доверию со стороны пациента врачевателю.
Если же, как настаивают гомеопаты, есть некий “дух лекарства”, причем чем выше разведение т.е. чем меньше молекул лечащей компоненты в шариках или каплях, тем он (“дух”) сильнее, то возникает законный вопрос о том, что или кто может быть лечебным агентом (напомним, что слово как лекарство официально отвергается традиционной гомеопатией) в ситуации, когда диагноз ставится по телефону или фотографии, а лекарство покупается в соседней гомеопатической аптеке и, о чудо! – помогает, и не только в хроническом и запущенном случае, но и при остром приступе и резком ухудшении состояния.
С точки зрения естественных наук, традиционной медицины, да и просто здравого смысла, такого быть не может. И здесь гомеопатия однозначно стыкуется с экстрасенсорикой и смотреть на такие явлениям можно двумя способами: если вы материалист и атеист то гомеопатия однозначно чушь собачья инаглый обман, если вы человек верующий, то ответ тоже однозначный - без вмешательства сил бестелесных гомеопатам не справиться с теми болезнями, которые они, если им верить, лечат.


По вере вашей будет вам


Ганеман, основоположник гомеопатии, был человеком не только широко образованным, но и, безусловно, верующим. Исповедовал он в принципе христианство, хотя в своем труде “Органон” он предстает скорее как пантеист, обожествляя всю и в том числе лекарственную природу. Основная задача лекарства состоит в пробуждении собственных сил организма, а дальше человек уж сам с болезнью разберется. И современные гомеопаты полностью солидарны с основоположником: человек - это хорошо настроенная и самосогласованная система, а болезнь - это нарушение нормального функционирования, и задача гомеопата обнаружить это рассогласование и с помощью индивидуально подобранного препарата вернуть человека к нормальному существованию. Причем признаки, по которым подбираются “лекарства”, весьма своеобразны и носят, мягко говоря, крайне субъективный характер и выбор “лекарства” происходит скорее по наитию, чем в соответствии со строгой, гарантирующей результат процедурой. И если это нас в принципе и не должно смущать, как никак, человек система довольно сложная и как говорят, “одно лечим - другое калечим”, то поразительная настойчивость гомеопатов в том, что их лекарства не могут быть вредны, а бывают либо полезны, либо при неправильном подборе бесполезны - не может не вызвать удивления. Как так получаеться, что болеющий организм берет только полезную информацию и выздоравливает, а неверную информацию, не приводящую к самоорганизации, игнорирует, причем происходит это в условиях полной растроенности системы саморегуляции и неспособности организма справиться с заразой.
По сути, гомеопатия - это духоведение в чистом виде и специалист в данном виде магии должен не только хорошо разбираться в различных духах, но и повелевать ими... Ситуация, что называется, презабавнейшая, если вы атеист, и настораживающая, если вы верующий человек. Любая религия различает духов злых и добрых, духов помогающих и мешающих человеку, духов, ведущих к погибели души, и духов, помогающих соединению с Богом.
Гомеопатии сегодня так же, как и изначально, отнюдь не чуждо признание духовной, а не чисто материальной причины болезней и выздоровления. А конкретные врачи-гомеопаты немалое внимание уделяют тому, как и с кем, где и чем живет их пациент, интересуются не только его вероисповеданием, но тем, что ему снится и какие мысли волнуют. Короче, прежде чем назначить лекарство надо сначала определить дух болезни и уже именно на него воздействовать и с ним договариваться. Интересный каламбур получился: гомеопат ищет беса, ответственного за недомогание, и именно такого же, но ручного, потенцированного, направляет на борьбу с первым – вот вам и лечение подобного подобным… Причем есть врачи-гомеопаты, называющие себя православными, которые на полном серьезе пишут о том, что “гомеопатическое лекарство облегчает выход бесов из человека” и настоятельно рекомендуют навещать последователей Ганемана накануне исповеди и причастия…
Последователи методики диагностики по «меридианам» Рихарда Фолля используют гомеопатические кассеты с набором базовых “лекарств”, от которых заряжают (репринтируют) пустые сладкие шарики, удивительно напоминающие мощевики с частицами мощей и одеяний святых угодников Божиих. Причем эти кассеты используют не только для приготовления лекарств, но и для диагностики т. е. подбора необходимого лекарства. Это вообще-то азы современной гомеопатии - организм должен еще только от одного вида лекарства или хотя бы его названия на экране электронного мини-органайзера как-то отреагировать и подать знак либо гомеопату, либо его подопечному о том, что это именно то “лекарство”, которое требуется. С точки зрения психо- и плацеботерапии - идеальная схема для лечения самовнушением: человек видит мгновенную положительную реакцию своего организма и далее, принимая шарики-пустышки, успешно выздоравливает.
Классический гомеопатический метод поиска одно единственного подобного препарата достаточно трудоемок и требует большой работы мысли не тоько от врача, но и от пациента. Более того без тщательного самоанализа и востановления пациентом всей истории болезни ни какой гомеопат не сможет опознать тот динамизированный дух болезни, который победит дух недуга, поселившийся в болящем.


Легионы в крупинке


В истории христианства было немало фанатиков (как и в истории любой религии, государства или нации), но никогда Церковь не становилась диктатором и полным хозяином дел и помыслов человека и не давала гарантий материального и душевного благополучия. Более того, порой люди, прошедшие длинный путь самоусовершенствования и поднявшиеся до самых высот земного благочестия и мудрости, впадали в гордость, а через нее низвергались в глубины ереси, отвергая Бога и Его благодать.
Мы не ставим в данном труде своею целью агитацию за православие, мы просто с православной точки зрения смотрим на проблему исцеления человека, с помощью каких-то оккультных ритуалов и приема ничего не содержащих лекарств. И оказывыается, что все эти лечебные процедуры совсем не бессмысленны и достаточно опасны для души. Более того, с христианской точки зрения вполне понятно, почему чудействующая сила гомеопатических лекарств увеличивается по мере их разведения, - поскольку лечит не химия с биологией, а дух лекарства, то чем больше над гомеопатическим препаратом колдовал последователь Ганемана, тем больше жертва идолу и, следовательно, эффект сильнее. Правда вот, как с христианской, так и с естественнонаучной точки зрения остается непонятным, как можно с помощью электронного органайзера, аккумулятора, микроамперметра, кучи проводов и электромагнитного поля не только измерять дух и характер болезни, но и загонять прорву неведомо каких духов в безобидные с виду крупинки фруктового сахара. Хотя с идоложертвенной точки зрения все понятно и чем дороже аппаратура, тем отрадней маммоне…
Ситуация с гомеопатией не так безобидна и в земной жизни. Дело в том, что сегодня стало модно не только так или иначе одеваться, но и лечиться у известных врачей и популярными методами, и гомеопатия вместе с народной и китайской медициной на волне общеэкологического бума находятся сейчас на подъеме, а в сочетании с теле- и радиорекламой, помноженной на любовь людей к самолечению, приводят к самым печальным последствиям при болезнях, которые уже больше века отлично лечаться традиционная медицина. Здравомыслящий врач-гомеопат (а сейчас все чаще и умелые экстрасенсы) в сложном и требующем медикаментозного или тем более хирургического вмешательства случае однозначно отправляет человека в обычную больницу, чем нередко спасает ему жизнь, правда, после операции или курса лечения он, естественно, приглашает его к себе на прием, чтобы впредь уже больше совсем не болеть…
Сейчас, как и две тысячи лет назад, люди твердо знают, что есть неизлечимы с точки зрения медицины болезни, которые чудесным образом отставли человека, - безнадежно больные выздоравливали, слепые прозревали, а глухие начинали слышать по милости Божией.
Похожесть многих новых практик на традиционные религии, по-видимому, неслучайна и дело здесь не в отсутствии изобретательности и фантазии у новоявленных пророков, а в некоей глубинной сущности человека. Сегодня несмотря на весь пиетет, питаемый к компьютерам и другой сложной технике, никто не будет всерьез рассматривать вопросы воздействия своих мыслей и слов на работу Windows, а если что не так, то просто перезагрузится или переустановит операционную систему. Компьютеры, к счастью, умеют забывать то, что с ними было на информационном уровне. Хотя, безусловно, способность Windows помнить все, что с ними было, и желание Microsoft вести контроль всех устанавливаемых и работавших программ многих раздражает и действительно приводит к определенным проблемам, особенно если установка и удаление происходят не совсем по правилам и достаточно часто. Но рассказ о том, что компьютер виснет всякий раз, когда пишешь какую-нибудь гадость про главу известной фирмы, естественно является анекдотом. Хотя не проблема написать программу, стирающую тот текст, который вы набираете, и выключающую компьютер ровно через 5 секунд после набора заветного слова на клавиатуре или соответствующего возгласа в микрофон.
Человек не компьютер и его поведение несоизмеримо сложнее, а реакции непредсказуемей, но самое главное - люди не умеют забывать и им нельзя отформатировать винчестер, поэтому любое, даже такое совсем незаметное событие, наподобие рассасывания гомеопатических крупинок может иметь вполне катастрофические последствия.


Минздрав предупреждает


В нашей стране заниматься гомеопатической практикой может только человек, имеющий классическое медицинское образование, и он обязан четко знать, что можно, а что нельзя вылечить с помощью гомеопатии. Эта позиция Минздрава, правда, немного противоречит воззрениям отцов и учителей гомеопатии жестко настаивавших на том, что нет предела могуществу их метода врачевания. И сегодня действительно в соответствии с рекомендациями Минздрава гомеопаты интегрируют свой родной сервис с массажем и релаксацией, с микробиологическими и биохимическими исследованиями, методом Фолля и вегето-резонансной диагностикой. В итоге получается полный сервис, включающий тренажерный зал и библиотеку, и это все - в едином “Центре здоровья и реабилитации”.
Успехи гомеопатии в нашей стране за пять лет, прошедшие с выхода приказа № 335 “Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении”, впечатляют даже самих гомеопатов. На повестке дня стоят вопросы о включении данной дисциплины в список медицинских профессий, о составлении реестра лекарств, разработке системы сертификации и клинических испытаний и т.п., и т.п. И сегодня этот вопрос коснулся не только Минздрава, но и Русской Православной Церкви.
Ситуация более чем серьезная, поскольку гомеопаты категорически отрицают приравнивание их методов к чистой психотерапии и одновременно не принимают стандартную методику клинических испытаний для нормальных лекарств, так называемый двойной слепой метод. Тестирование нового препарата по данной методике предполагает выявление его статистически значимой эффективности в испытаниях, когда не только больной, но и лечащий врач не знают, кому из пациентов дают пустышку-плацебо, а кому испытуемое лекарство. Подход к гомеопатии по всей строгости закона тут же отбросит ее лет на двести назад, и гомеопатам придется все свои лекарства испытывать снова. Поэтому включение гомеопатии в перечень народных медицин и традиционных терапий рядом с мануальным массажем и траволечением гомеопатов сегодня должен вполне устраивать. Ведь даже в законе о лекарственных препаратах требуется только одно от данных фармацевтов: чтобы они на своих лекарствах просто писали “Гомеопатическое”, и тогда никаких клинических испытаний не надо. Получается, что пользоваться имиджем и названием лекарственного средства гомеопаты могут, а доказывать лечебную эффективность своих лекарств им как бы и не надо. Поэтому признание гомеопатии формой психотерапии – это, однозначно, если и не полная смерть, то уж точно жалкое существование на задворках психоанализа и нейролингвистического программирования.
Такой расклад, естественно, не устраивает гомеопатов и, не находя научного обоснования для своих методик они пытаются опереться на духовные принципы устройства человека. Следует заметить, что под обобщенное название “гомеопатии” попадает очень большое количество различных школ и течений, и порой общее у этих школ только то, что они используют один и тот же репертариум и купленные в одной гомеопатической аптеке препараты.
Часто приходится слышать, что Ганеман был чистым практиком и никаких мистических теорий не придумывал. Это не совсем так, в 5-м и в 6-м изданиях “Органона врачебного искусства” он изрядное внимание уделяет именно духовной сути болезней и гомеопатических лекарств, называя свою методику врачевания “Божественной гомеопатией”.
Ганеман относился достаточно враждебно к современной ему медицине и еще в 1808 г. Писал: “Необходимо наконец высказать громко и всенародно, что наше лекарствоведение требует полной перемены с головы до ног. Существует то, чего не должно быть, а необходимейшее совершенно упускается из вида. Зло до того укоренилось и назрело, что против него не поможет робкая уступчивость Иоганна Гусса, здесь нужны весь огонь и настойчивость непоколебимого Мартина Лютера”.
Ситуация с болезнями и сейчас устраивает далеко не всех и люди, как и в XVIII веке, болеют и умирают, несмотря на множество лекарств. Успехи научной медицины огромны, но, естественно, не безграничны. Люди во все времена чудесным способом выздоравливали, когда у врачей совсем опускались руки, и по столь же непонятным причинам к утру умирали те, кто еще вечером был совершенно здоров. Победить смерть в нашей земной жизни нам не удастся никогда, но бороться с болезнями человечество будет неустанно. И тот дух недовольства, который подвиг Ганемана на разработку альтернативной медицины и фармакологии, был достаточно умен и коварен. Он предложил такую систему безвредного врачевания подобного подобным, что и через 200 лет Минздрав, подойдя вплотную к клонированию человека, принимает “научное определение гомеопатии как способа лечения болезни, который заключается в применении малых доз тех лекарств, которые в больших дозах вызывают у здорового человека признаки данной болезни”.
Ну, что бы стоило Минздраву сказать: “Гомеопаты за долгие годы нашли немало веществ, полезных при лечении ряда болезней” и разрешить “к применению на территории РФ лекарства, изготовленные на основе этих веществ с оговоренным минимальным и максимальным процентным содержанием действующей компоненты”, всю прочую гомеопатическую практику отнести “к виду психотерапии”, запретив “применение термина “микродоза” к препаратам, содержащим в среднем менее одной молекулы исходного лечебного вещества на единичную порцию, называемого лекарством гомеопатического препарата”.
Такая позиция современной научной медицины была бы обоснована, понятна и говорила о том, что Минздрав знает не только о “безвредности гомеопатических лекарств”, но и о немалом вреде в виде “упущенного времени”, приносимом широким увлечением гомеопатией.


Физика и психика


Взаимосвязи психического и физического основатели гомеопатии всегда уделяли достаточно большое внимание. Не обходят стороной этот вопрос и современные продолжатели дела Ганемана. Оставим в стороне явно мистически-оккультные трактовки гомеопатических лекарств как энергоинформационных голограмм и рассуждения о астробиоэнергетических аспектах гомеопатического лечения и не будем рассматривать гомеопатию как астрохимию. Таких подходов к гомеопатии более чем достаточно и, несмотря на все попытки классических гомеопатов дистанцироваться от такого рода новомодных трактовок метода лечения подобного подобным, следует иметь в виду, что и у таких врачей, неправильно понимающих философию гомеопатии, те же самые препараты и потенции отлично помогают жаждущим выздоровления пациентам.
Среди гомеопатов у нас в стране достаточно много православных людей, при ряде монастырей есть гомеопатические лечебницы, а во времена Иоанна Кронштадтского в некоторых семинариях читались курсы по практической гомеопатии. Поэтому у взаимоотношений Церкви и гомеопатии достаточно длинная и непростая история. Правда, таких крупных благословений, как получили гомеопаты 17 октября 1892 года, уже более века не было.
В тот день, в 4-ю годовщину чудесного спасения Царя-мученика Николая II и его семьи, в Санкт-Петербурге состоялось освящение гомеопатической аптеки и лечебницы. В тот день святой праведный Иоанн Кронштадтский “молился как за Царственный Дом, так и о преуспевании деятелей Общества врачей-гомеопатов”.
И очень верна была речь председателя Общества врачей гомеопатов Л.К. Бразоля, сказавшего: “…Мы празднуем сегодня вступление в новый период нашей общественной жизни и можем считать самым отрадным для себя и светлым предзнаменованием, что начало этой новой деятельности отныне будет связано с дорогим и священным на Руси именем высокопочитаемого отца Иоанна Кронштадтского… спасибо Вам за Вашу сердечную готовность помолиться вместе с нами и за искреннее Ваше пожелание успеха нашему общеполезному делу. Примите же и от нас наше сердечнейшее пожелание: дай Вам Бог здоровья и силы на многие-многие лета для радости и утешения Ваших почитателей, имя же им легион. За Ваше здоровье, дорогой отец Иоанн!..”
Сегодня, по прошествии более века, можно вполне однозначно сказать, что данный молебен, который совершил “Почетный член Общества врачей гомеопатов о. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский)”, сыграл огромную роль в распространении и процветании гомеопатии в России, и число продолжателей дела Ганемана и Бразоля действительно сегодня - легион… Это событие столь значимо для российской гомеопатии, что даже совершенно атеистически настроенные врачи-гомеопаты указывают на него, говоря, вот видите, наш метод освящен самой Церковью…
Ситуация действительно непростая, поскольку имена многих святых XIX века вспоминаются гомеопатами в связи с попытками согласовать метод лечения подобного подобным и православное мировозрение. И данное желание многих врачей-гомеопатов вполне понятно: не находя естественнонаучного обоснования лечебной эффективности и не соглашаясь с мистически-оккультным, они хотят получить православно-христианское объяснение того, как их потенцированные препараты помогают людям выздоравливать.
XIX век - это период становления собственно научной медицины, и арсенал средств, методов и лекарств был еще очень скуден. И во многих случаях больные выздоравливали, что называется, не благодаря, а вопреки лечению. Для обычного человека в то время разница между гомеопатическими и обычными лекарствами была абсолютно неразличима, атомы еще не были подсчитаны, ядерная физика еще не существовала, а многие микробы, бактерии и вирусы еще ждали своего открытия. И в это время было совсем непросто как по эффективности лечения, так и по врачебной доктрине заподозрить гомеопатию в чем-то богопротивном. Более того, научная медицина в те времена была настроена достаточно атеистически, потому что медики наконец-то обнаружили вполне материальные причины болезней и недугов. А гомеопаты говорили о расстройстве жизненной силы и о том, что причина болезни лежит не в физиологии, а в психологии, т.е. в духовной сфере. И в такой ситуации естественно, что многие священнослужители вполне благосклонно относились к гомеопатическому методу лечения подобного подобным и даже сами пробовали его использовать для врачевания телес страждущих прихожан. Они скорее всего даже и не подозревали, что Ганеман с помощью своих потенцированных препаратов в первую очередь занимался врачеванием души человеческой, восстанавливая нарушившуюся гармонию между волей и разумом, поскольку первопричину болезни видел в психике человека и боролся не со следствием, т.е. физиологией, а духом и психикой. Сегодня ситуация, как ни странно, не намного лучше – многие разуверены в медицине, боятся химии, т.е. лекарств, и с радостью глотают природные гомеопатические препараты.
В те годы и те и другие врачи давали лекарства, каждый свои, у всех выздоравливали больные, но одни ругали церковь, а другие напротив направляли людей в храм и много говорили о правильной жизни. Человечество еще не очень твердо знало том, что существуют атомы и молекулы и сколько этих атомов и молекул, т.е. мельчайших частичек вещества, сохраняющих специфические химические и физические свойства, находится в одном моле. Иоанн Кронштадтский и Феофан Затворник видели перед собой врачей, лекарства и выздоравливающих больных, они не углублялись в гносеологические корни гомеопатии, а гомеопаты в те времена не очень сильно бравировали своей философией и связями с новыми церквями и знаменитыми мистиками типа Сведенборга. Гомеопатия для внешних наблюдателей и тогда и сегодня рисовалась вполне респектабельной отраслью человеческого опыта, ни чем не хуже таких технологий, как выплавка стали, постройка домов или та самая традиционная медицина.
Ну скажите, пожалуйста, почему Церковь конца XIX и начала XX веков должна была хулить гомеопатию и хвалить аллопатию, если в меру уровня развития техники и знания гомеопаты и аллопаты одинаково непонятно как и чем лечили хвори человеческие. И по-человечески это вполне понятно, почему отдельные церковнослужители были благосклонны к гомеопатии и даже пробовали сами лечить используя динамизированные лекарства.
Тогда не было дано официального заключения о несовместимости гомеопатии и христианства, нет его и сегодня, в XXI веке от рождества Христова, хотя сейчас ни физика, ни химия, ни биология не оставляют никаких сомнений в том, что гомеопатия со всеми своими препаратами – это чисто духовное дело в том смысле, что никакой материальной и лекарственной терапии в обычном узко материальном смысле этого понятия там не было и нет. Тем не менее пока, как и век назад, есть частные мнения, но нет обоснованной и согласованной концепции, отражающей отношение Православной Церкви к гомеопатии. С экстрасенсами все ясно, про оккультистов и говорить не приходится, с психоанализом вроде разобрались, а вот гомеопатия так и остается terra incognita, но похоже, время пришло и не только православные гомеопаты хотят четкой определенности во взаимоотношениях с Церковью, но и инославные врачи-гомеопаты больше не намерены скрывать, какому духу болезни и лекарства они поклоняются…
У нас нет данных о том, что Феофан Затворник или Иоанн Кронштадтский изучали “Органон” С. Ганемана, скорее всего они в свои суждениях основывались на общей картине гомеопатической практики и на фактах выздоровления людей, посешавших гомеопатов. И именно поэтому благословляли лечиться и освящали бесплатные лечебницы. Исчерпывающий анализ философии, лежащей в основе гомеопатии, пока что никем не проведен, но те публикации в которых сами гомеопаты обсуждают свой метод врачевания, говорят скорее о несовместимости данных воззрений с христианской точкой зрения на душевное и физическое здоровье человека.
Причем, родившись в христианской Европе, гомеопатия во многом похожа на учение Христа, но эта похожесть скорее напоминает мимикрию, чем истинное родство. Гомеопатия (как и положено любой психотерапии) везде маскируется под традиционные верования, находясь как бы вне религии и согласуясь с любыми духовными практиками, будь то иудаизм или буддизм.
Сам Ганеман настоятельно рекомендовал своим последователям лечить, а не философствовать, но далеко не всех такой, чисто ремесленнический, подход устраивал, и трудов по философии гомеопатии написано за прошедшие 200 с лишним лет немало. И ни одной православной трактовки действия гомеопатических лекарств мы не нашли - все сплошь магические, кармические и эзотерические. Имеющейся в интернет бред отдельных врачей-гомеопатов пытающихся сопоставить православные таинства и гомеопатические процедуры, во внимание принимать не будем.


Философия гомеопатии


Непререкаемым авторитетом среди современных гомеопатов, наряду с Ганеманом и Герингом, является Джеймс Кент, и вот что он пишет в “Лекциях по философии гомеопатии”, вышедших в 1900 году.
“…Основа жизненного процесса - наличие воли и способности мыслить. Совокупность этих двух начал - воли и разума - и является внутренней жизненной силой, которая контролирует и регулирует все процессы в физическом теле. Гармонию между волей и разумом мы называем здоровьем, нарушение гармонии - болезнью.
…Все гомеопатические лекарственные препараты, в первую очередь, действуют на разум и волю (иногда на то и на другое одновременно), влияя на способность человека мыслить или выражать свою волю, и только затем на ткани, функции и ощущения.
…Аллопаты всерьез принимают следствие за причину, что находит свое отражение в теории бактерий как болезнетворного начала, которая является, несомненно, ложной.
…Любая материальная структура во Вселенной имеет свою ауру или атмосферу, в том числе и человек, и вообще все живые существа. Ауры одних веществ настолько сильны, что человек может обнаружить их с помощью органов чувств, а ауру других, наоборот, не в состоянии ощутить.
…Мы уже знаем, что причина болезни – нематериальная субстанция, и, следовательно, лекарство должно действовать на эту нематериальную субстанцию. Врач-гомеопат должен четко знать, какую потенцию ему выбрать, чтобы она действовала на причину болезни.
…Потенция должна соответствовать уровню, на котором в организме нарушилось управление. Определить этот уровень довольно сложно, и потому на практике врач поочередно назначает подобное лекарство в возрастающих потенциях, начиная с 300-й (10-300 ) вплоть до 50000 (10-50000).
…Все существующие на земле болезни, острые и хронические, - это отображение внутреннего состояния человечества. В болезни конкретного человека отображается его собственное внутреннее “я”.
…Хотя гомеопатия – наука истинная, истина ей известна лишь отчасти. Истина относится к сфере Божественного, человеку остается знание. Врачи-гомеопаты еще очень далеки от истины. … Когда гомеопатия просуществует сотни лет, наши потомки, постигая ее с младых ногтей, проникнут в знание, ныне нам недоступное. Многое прояснится, если сблизятся души и люди станут мыслить гармоничнее. Чем больше мы сближаемся, чем больше соединяемся мыслью – тем лучше. Горько, что несмотря на соединяющие нас великие истины, нас разделяет так много разногласий…”
В комментариях, на наш взгляд, данная подборка цитат сегодня, в 2006 год от Рождества Христова, уже не нуждается.
Ганеман в ответ на упреки в том, что в его шариках и каплях нет ни грана лечебного вещества неоднократно отвечал: “Разве может нечто превратится в ничто?” Интересное и очень лукавое утверждение, вполне достойное философа, но мало пригодное для врача-практика. Такого рода софизмы с бесконечностями были популярны во времена Аристотеля и в средние века, но ныне проблемы бесконечной делимости и умножения ушли в чистую математику и мало беспокоят практиков, технологов и фармацевтов. Сегодня точно известно, что все что угодно может обратится в полное ничто, как в экономическом, так и в физическом смысле, более того, противостоять этому процессу превращения чего-то в ничто очень трудно.

Мистика гомеопатии (окончание)

Материал взят с сайта - Антишарлатанский сайт

Читайте еще: Комаровский Е.О. Гомеопатические средства

опубликовано 29/11/2007 13:51
обновлено 06/01/2015
Публицистика, Альтернативная медицина

Комментарии 8

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Лучший комментарий
Гость
07/11/2009 01:57

Гость

Хотя гомеопатия – наука истинная, истина ей известна лишь отчасти... Любая материальная структура во Вселенной имеет свою ауру или атмосферу? Причем, родившись в христианской Европе, гомеопатия во многом похожа на учение Христа? ....... Спасибо разобрался что это туфта.
1
Ева
06/01/2015 18:36 #

Ева Россия, Красноярск

"Гомеопатические лекарства с точки зрения химии не содержат в себе никаких ни вредных, ни полезных веществ – это просто сладкие шарики из фруктового сахара, капельки из этилового спирта и просто вода (Н2О)" после этого люой разумный человек поймет что такое гомеопатия.
Гость
06/08/2010 15:34 #

Гость

Алексей Колесниченко: "Спасибо разобрался что это туфта."

Классно человек интересуется чем-то...Прочитал эту статью и сразу разобрался, что это туфта)))
Гость
16/06/2010 09:37 #

Гость

самое забавное, что св.И.Кронштадский в своё время более 100 лет назад называл гомеопатию наукой будущего и указывал на её сверхперспективность. пред тем как писать обличительные статьи почитайте "первоисточник".
Гость
17/05/2010 10:37 #

Гость

Рекомендую господам ознакомиться с исследованиями ученых в области сверхмалых доз. Любви Вам! gomeopat-olga.ru /fact_4.htm
Гость
23/03/2010 11:11 #

Гость

Удивительная вещь! Иеромонах Анатолий, будучи до мозга костей аллопатом, является руководителем душепопечительского центра во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского - ну должен же знать, что св. Иоанн лично освящал первую гомеопатическую лечебницу и аптеку в Петербурге!
Он был одним из самых горячих сторонников гомеопатии конца XIX в. был св. Иоанн Кронштадский, много выступавший в печати в поддержку гомеопатического метода. Св. Иоанн Кронштадский в течение шестнадцати лет состоял состоял почетным членом гомеопатического общества Санкт- Петербурга, делал ежегодные пожертвования на развитие гомеопатии в размере 100-120 руб. и открывал молебнами мероприятия и учреждения общества.

«Ваше учреждение или Ваш метод лечения болезней имеет своим девизом пословицу древних мудрецов-гомеопатов: similia similibus curantur — метод самый разумный и верный. Сама Божественная Премудрость не нашла более верного средства к уврачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным», — сказал св. Иоанн Кронштадский в 1892 г., обосновав духовные основы православной гомеопатии в своей речи по случаю освящения новой аптеки и лечебницы C.-Петербургского Общества Врачей Гомеопатов.
Гость
13/02/2009 17:50 #

Гость

- при прочтении статей (любых и научных в том числе)меня всегда подбрасывает передергивание материала в сторону автора(ов), что я вижу и сейчас... взгляд на проблему, предмет разговора сугубо с искючительно субъективных позиций авторов; куски, выдранные из контекста, без всякой связи, смысла, времени, даже худого намека на обзор литературы, не говоря уже о ее изучении!
Мне вот интересно, Иеромонах Анатолий читал ли книгу "Ученые о Библии"???
Гость
28/08/2008 12:40 #

Гость

Сейчас я серьезно изучаю гомеопатию и сталкиваюсь с безграмотностью коллег-врачей в смысле философии и практического применения этого метода. Порой доверчивые пациенты попадают под эксперементальное непрогнозируемое лечение. А Минздрав все относит этот метод к психотерапии. То что написано в этой статье - правильно, но к сожалению не все практикующие гомеопатию готовы все это понять...
1

Скачивайте наши приложения