Авторы: Никитин Б.П.

Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно самых маленьких, характерно именно образное мышление. Малышам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении: этим маленьким фантазерам достаточно, например, поставить три стула подряд -получится "автобус" или "самолет" и т. п. Эту особенность детского мышления и нужно использовать, чтобы привлечь внимание ребенка к развивающим играм, возбудить интерес к ним. Одно впечатление будет у малыша, если вы выложите кубики на стол, покажете узор-задание СУА 1 ("дорожка") и скажете: - Сложи в ряд четыре кубика красной гранью вверх, как на этой картинке. А можно все сделать иначе. Рассмотрите с сыном сначала кубики, а потом рисунки: -Посмотри-ка: правда, похоже на дорожку, посыпанную красным песком? -говорит отец, показывая первый узор СУА 1. -Сможешь сделать точно такую же из кубиков? И если малыш умеет находить красные грани на кубиках, то "дорожка" у него получается легко. Можно даже "пройти" по дорожке двумя пальцами: "Топ-топ". -А когда придет осень и листья на деревьях пожелтеют, какого цвета станут красные дорожки? -спрашивает отец, доставая узор с желтой дорожкой. -Желтыми! -догадывается сынишка, а папа прикрывает красную дорожку желтой и, как только желтая дорожка готова, продолжает свой рассказ. -А зимой станет холодно, все дорожки покроются снегом. -Они станут беленькими! -радуется сын и может, уже не глядя на белый узор, начать делать белую дорожку. -По такой снежной дорожке хорошо и пробежаться, и прокатиться на... -Санках, -добавляет малыш, -давай тогда сделаем ее подлиннее! Вряд ли кто станет возражать, что во втором случае игра больше заинтересует ребенка. В описаниях игр приводятся примеры подобного образного "оживления" разных игровых ситуаций. Здесь опять-таки простор для творчества и взрослых, и самих детей. Дети, например, по собственной инициативе многим узорам-заданиям дали "имена", и это, конечно, намного понятнее и приятнее для ребенка, чем номер задания, которым пользуются взрослые. И в описаниях игр, где задания даны в уменьшенном масштабе, многие названия приводятся. Играя с детьми, и мы говорим: "фонарик", "лодочка", "конфетка" и т. п., тогда узоры-задания "оживают" в воображении ребенка и могут быть включены в рассказ или сказку, придуманную тут же по ходу игры. Попробуйте не читать сразу эти названия, может быть, ваш ребенок придумает другие. В дальнейшем, и это надо помнить, по мере освоения игры, происходит закономерный отход от сказки и выдумки, привлекающих детей к игре в самом начале. Постепенно ребенка увлекает цель самой игры: добиться чего-то, сделать правильно, преодолеть трудный барьер сложного задания. Ни с чем не сравнимое чувство радости и победы становится сильнее и действеннее всяких сопровождений, оживляющих игру, а потому надобность в них просто отпадает. И тогда одно только ваше замечание вроде: "Ну, и тру-удная задачка сейчас попалась!" -сразу вызовет у ребенка желание побороться, поломать голову, но добиться победы над этой самой "трудной задачкой", а потом сказать папе с гордостью: "Ты говорил тру-у-дная, а я -сделал!"

опубликовано 19/02/2007 16:50
обновлено 13/05/2011
Педагогика и психология

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Скачивайте наши приложения